К этому шагу подтолкнули санкции еще 2014 года. В то время владельцы Ростсельмаша, одного из крупнейших заводов сельхозтехники, которые вели производство в нескольких странах, решили локализовать в России и выпуск тракторов. Комбайны и тракторы часто встречаются в линейках компаний с мировым именем. Ситуация в глобальной экономике подталкивала к размещению предприятия в России и развитию собственных компетенций. В частности, этому способствовала политика Минпромторга РФ и появление программы N 1432, согласно которой аграрии получали от государства скидку 10 - 20 процентов, в зависимости от региона, на приобретение отечественной сельхозтехники. Конечным выгодоприобретателем программы стали наши производители.
Для ростовского предприятия, несмотря на его почти вековую деятельность, тракторостроение - это относительно новое направление. Да, компания еще в 2009 году наладила отверточную сборку тракторов канадской марки, которые поставляла со своего завода в Виннипеге. Однако после 2014 года пришлось задуматься о масштабной локализации. В 2016 году в одном из цехов комбайнового завода началось производство тракторов с постепенным импортозамещением их основных узлов и агрегатов. Сначала рама, колеса, затем более сложные элементы, включая двигатель, кабину и программное обеспечение. Первая отечественная машина называлась RSM 2375. Она быстро завоевала популярность в фермерских хозяйствах, так как рассчитана на средние по размерам пашни в различных климатических зонах.
Для преодоления зависимости работы сборочных конвейеров от внешних поставок в 2019 году было решено освоить выпуск трансмиссий, мостов и редукторов. В результате на площадке примерно в 70 тысяч квадратных метров развернулось новое производство. В перспективе его мощность позволит обеспечить компонентами около 20 тысяч комбайнов, тракторов и дорожно-строительных машин. А сейчас машиностроители вплотную подошли к вводу в эксплуатацию важного технологического звена всего проекта завода трансмиссий - термического комплекса, где закаливают детали.
В 2021 было закуплено оборудование и освоена мехобработка корпусных деталей из российского литья. Углубили и сотрудничество с ведущими техническими вузами страны в области разработки и инжиниринга компонентов. Подобную продукцию компания никогда не выпускала за все 100 лет своей работы. Колесные тракторы - вообще редкая для России история. Кроме Петербургского и Ростовского тракторных заводов у нас нет крупных производств этой техники.
Понятно, что для нового предприятия необходима собственная площадка. Она была, что называется, в резерве на окраине Ростова. В городе более 30 лет простаивали недостроенные корпуса советского завода копнителей. Здесь и развернулось с сентября 2021 года масштабное возведение тракторного завода, то есть своеобразная реновация. Производственная площадь составила 62 тысячи квадратных метров.
Мощность тракторного завода - пять тысяч машин в год. Это примерно годовая потребность всех российских хозяйств в данной технике. Учитывая тот факт, что тракторный парк в нашей стране довольно старый (средний возраст машин - 15 лет), ростовчане рассчитывают существенно нарастить производство. Планируется выпускать широкую линейку колесных машин разного класса от 170 до 600 лошадиных сил с шарнирно-сочлененной и классической рамой, а также на гусеничном ходу. Это завод полного цикла, он укомплектован оборудованием для гибки и сварки металла, механической обработки, окраски и сборки машин.
Как отметил участвовавший в церемонии открытия зампредседателя правительств РФ - министр промышленности Денис Мантуров, здесь же начнут выпускать несколько видов дорожно-строительной техники: телескопические и фронтальные погрузчики, экскаваторы-погрузчики.
- Учитывая значимость этой продукции для наших аграриев и строителей, мы поддержали проект льготными займами из Фонда развития промышленности. При этом, конечно, государство продолжает субсидировать скидки на всю продукцию для селян и поддерживает экспортные поставки, - сказал Денис Мантуров.
- Это предприятие, как и два предыдущих - завод сельхозтехники и завод трансмиссий, увеличивает локализацию импортозамещающей продукции и способствует обеспечению технологического суверенитета. Общие инвестиции по всем трем новым производствам превышает 22,5 миллиарда рублей, на них планируется создать примерно 3,2 тысячи рабочих мест, - подчеркнул губернатор Ростовской области Василий Голубев.
По словам директора головного предприятия Валерия Мальцева, тракторный завод - один из самых амбициозных проектов в машиностроении за последние десятилетия. Его работа позволит удовлетворить возросший спрос аграриев на отечественные тракторы и увеличить долю наших машин в сельском хозяйстве.
- Появление нового крупного производства на этом рынке как нельзя кстати, - говорит замдиректора ассоциации Росспецмаш Денис Максимкин. - Таких предприятий действительно еще не строили в новейшей истории страны. Учитывая потребность аграриев в технике, продукция будет востребованной.
А пока техническая оснащенность сельского хозяйства России остается на невысоком уровне. По данным Росстата, в 2018 году, например, на 1000 гектаров пашни приходилось три трактора, а на 1000 гектаров посевов - три зерноуборочных комбайна. В Беларуси на эту же площадь пашни приходится более девяти тракторов, в Казахстане - более шести, в Аргентине - восемь, в Канаде (почвенно-климатические условия, урожайность и контурность полей здесь подобны российским) - 16, в США - 26, в Китае - 28, в Германии и Франции - по 65. Эксперты полагают, что с тех пор ситуация вряд ли кардинально изменилась.
Кстати
Появление тракторного завода застало рынок на взлете. Так, по данным Росспецмаша, в 2019 - 2023 годах производство тракторов для сельского хозяйства в России увеличилось на 64 процента, с 3 544 штук в 2019 году до 5 793 штук в 2023-м. При этом в 2023 году рынок тракторов для сельского хозяйства составил 36 864 штуки (плюс три процента к 2022-му). Доля же российских и белорусских производителей на внутреннем рынке в 2023 году в количественном выражении составила 63 процента (минус два процентных пункта к 2022-му).