Турандот под подозрением. "Мет" предупредила об оскорбительности оперы Пуччини

Знаменитый нью-йоркский театр "Метрополитен-опера", вернув на сцену классическую постановку Франко Дзеффирелли, предупредил потенциальных зрителей о возможной оскорбительности оперы "Турандот", последнего шедевра Джакомо Пуччини.
Ирина Шымчак/ Геликон

Как известно, действие оперы происходит в древнем Китае, где злобная принцесса Турандот учиняет претендентам на ее руку и сердце жестокое испытание: нужно отгадать три загадки, которые она предложит жениху, и в случае неудачи несчастному отрубят голову.

Ни композитор Пуччини, ни автор популярной сказки Карло Гоцци и помыслить не могли, что кто-то однажды примет эту сказочную коллизию всерьез. Но "сказка - ложь" да в ней намек", - решили в современном театре, раздираемом новой политкорректностью. И "Мет", где "Турандот" Пуччини-Дзеффирелли с конца 80-х выдержала более двухсот представлений при всегда переполненном зале, теперь предупреждает желающих купить билеты: "Этот проблемный шедевр полон противоречий, искажений и расовых стереотипов. И никого не должно удивлять, что многим зрителям китайского происхождения нелегко видеть, как их культурное наследие изображается диким, отсталым и кровожадным".

Сообщившая обо всем этом миру газета The New York Post приводит мнение китаянки Фен Ян, посмотревшей спектакль: "Да, для зрителей, родившихся и выросших в Китае, расовые стереотипы в "Турандот" заметны. Но ведь в годы создания оперы люди относились к таким вещам иначе, об этом нужно помнить".

После нашумевшего скандала 2020 года с трагической гибелью афроамериканца Джорджа Флойда "Метрополитен-опера" приняла радикальные меры, пересмотрев свой репертуар и пообещав стать "антирасистской организацией, которая будет разнообразной, справедливой и инклюзивной". В театре была учреждена должность "директора по многообразию" и с сотрудниками проводятся образовательные уроки борьбы с расизмом.

Подобные трансформации сейчас проходят во всех сферах мировой культуры. В Голливуде строго следят за обязательным присутствием в новых проектах специалистов и персонажей разных рас, национальных и сексуальных меньшинств. В той же "Метрополитен-опере" случались скандалы из-за исполнения партии черного Отелло белыми тенорами. Подвергаются бдительному пересмотру в свете новых требований старые балеты и театральные пьесы.

Человечество в своем развитии вооружается не только новыми знаниями, но и новыми, весьма агрессивными предрассудками. Многие классические произведения литературы уличаются в исторической или этической неточности и многократно возросла обидчивость различных зрительских, читательских, этнических, религиозных слоев. Если суммировать все их обвинения и требования, мало что уцелеет от литературы, драматургии, живописи, музыки. От произведений, созданных в ситуации совершенно иных общественных условий, эстетических и этических воззрений. Но именно они и создают историю мировых цивилизаций со всеми их достоинствами, противоречиями и недугами.

Недуги возникают и проходят, сметенные новыми знаниями. Пройдет и это поветрие, и великая музыка оперы "Турандот" отметет все неумные подозрения в расизме. А переживаемый нами этап войдет в историю культуры как один из самых опасных для самого ее существования.