За какими предпринимателями могут признать право на налоговый вычет

Конституционный Суд (КС) признал не соответствующей Конституции РФ сложившуюся неопределенность в предоставлении права на налоговый вычет в 20% дохода от предпринимательской деятельности, который предоставляется индивидуальным предпринимателям (ИП). Как пояснили эксперты "РГ", этот пробел должен быть устранен в течение года с помощью поправок в Налоговый кодекс РФ.
Сергей Савостьянов/ТАСС

По сложившейся практике налоговые инспекции начисляют налоги физлицам как для ИП, хотя они не регистрировали ИП, но фактически вели предпринимательскую деятельность. При этом в вычете в размере 20% от дохода ИП таким лицам отказывают. Конституционный суд признал не соответствующей Конституции такую неопределенность. "Признать пункт 1 статьи 221 и подпункт 1 пункта 1 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 8 (часть 1), 18, 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 55 (часть 3) и 57, в той мере, в какой они в системе действующего правового регулирования в силу своей неопределенности, порождающей в их взаимосвязи возможность различного истолкования, не обеспечивают однозначного решения вопроса о праве на получение профессиональных налоговых вычетов физическим лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, чья деятельность признана налоговым органом предпринимательской...", - говорится в постановлении Конституционного Суда по делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 221 и подпункта 1 пункта 1 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Ю.М. Бужина и Л.В. Салимжановой от 14 февраля 2024 года.

Однако однозначно трактовать такое решение эксперты затрудняются. По словам юриста практики налогового консультирования и налоговых споров BGP Litigation Алины Макаровой, КС отметил, что пункт 1 статьи 221 НК РФ позволяет двояко толковать данную норму, вследствие чего в судебной практике сложилось два прямо противоположных подхода к применению профессиональных вычетов для предпринимателей, не прошедших государственную регистрацию.

"С одной стороны, суды общей юрисдикции и Минфин исходят из строго формального применения закона, полностью запрещая ИП без регистрации учитывать расходы для целей налогообложения и исчисления НДФЛ. Тем самым, подобный запрет на применение профессиональных вычетов выступает своеобразной санкцией для ИП, которые не прошли государственную регистрацию и вынуждены уплачивать НДФЛ в большем размере", - пояснила она.

Однако, с другой стороны, арбитражные суды и Федеральная налоговая служба (ФНС) исходят из необходимости определить действительную налоговую базу - то есть "чистую прибыль", "чистый доход", в полной мере учитывая расходы ИП, даже если он не прошел государственную регистрацию. Таким образом, ведомства стремятся определить реальный экономический эффект от предпринимательской деятельности и равным образом исчислить НДФЛ для всех налогоплательщиков, уточнила юрист.

По словам Макаровой, Конституционный Суд равным образом признал обе позиции как имеющие место быть, однако указал, что в ближайший год законодатель должен внести определенность в Налоговый Кодекс РФ, закрепив в нем только один из подходов. Суд предостерег, что если в НК не будут внесены изменения, то право применять профессиональные вычеты коснется всех лиц, ведущих предпринимательскую деятельность - вне зависимости от государственной регистрации в качестве ИП, указывает эксперт. При этом сам Конституционный Суд занял позицию полного отказа от предоставления любых вычетов предпринимателям, которые не прошли госрегистрацию. "Таким образом, КС РФ применил строго формальный и ограничительный подход к толкованию спорных норм НК РФ, предписав судам и налоговым органам придерживаться аналогичного подхода до разрешения этого вопроса на законодательном уровне", - считает Макарова.

Соответственно, в настоящее время и до 1 января 2025 года налоговые органы и суды будут единообразно решать данные споры, полностью отказывая ИП без регистрации в учете расходов при расчете доначислений по НДФЛ, полагает она.

"Вероятнее всего, в НК РФ будут внесены изменения, аналогичные позиции самого КС РФ - о полном запрете на применение профессиональных вычетов лицами, которые фактически ведут предпринимательскую деятельность без государственной регистрации", - заключила эксперт.

Есть и другое мнение. Заведующий кафедрой налогов и налогового администрирования Финансового университета при Правительстве РФ Дмитрий Ряховский говорит, что это очень правильное и грамотное решение принял КС РФ, посвященное восстановлению прав предпринимателей. По его словам, у нас в правоприменительной практике, в случае если физическое лицо осуществляет предпринимательскую деятельность без регистрации (системное получение дохода - ст. 2 ГК РФ) или покупает имущество, изначально предназначенное для предпринимательской деятельности, и затем продает данное имущество, то налоги рассчитываются таким образом, как будто бы он был ИП. Однако, так как на момент сделки он не был фактически зарегистрирован ИП, то право применения специальных режимов (УСН) у него отсутствует, поэтому налоговые обязательства рассчитываются исходя из общеустановленной системы налогообложения.

"Но если бы он был бы зарегистрирован ИП, то он мог бы применять профессиональные вычеты. То есть получается при прочих равных условиях налогообложения, зарегистрированный ИП имел преимущества в виде права на профессиональный вычет, а незарегистрированный не имел", - объяснил эксперт.

Поскольку при определении действительных налоговых обязательств налоговые органы обязаны учитывать доходы и расходы, и провести полноценную налоговую реконструкцию, то решение КС РФ восстанавливает права тех предпринимателей, которые осуществляли свою деятельность без регистрации. Поэтому, теперь при расчете действительных налоговых обязательств ФНС будут применять к таким лицам профессиональные вычеты, полагает Ряховский. "Это будет до момента внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство, а затем будут руководствоваться вступившими в силу изменениями", - добавляет он.

Таким образом, окончательно противоречие должно быть разрешено только после внесения изменений в Налоговый кодекс.