Казанцам показали удивительные гравюры Марии Смольяниновой

В галерее "Манеж" Казанского Кремля открылась выставка "Эпифании Марии Смольяниновой". Здесь представлено более 80 работ московской художницы, выполненных в технике офорта - сложнейшей разновидности печатной графики, когда автор изначально создает свои картины на металле.
Для Марии Смольяниновой всегда загадка, какой получится работа после печати. И в этом заключается магия гравюры.
Для Марии Смольяниновой всегда загадка, какой получится работа после печати. И в этом заключается магия гравюры. / Олег Корякин

Признаться, к офорту до знакомства с творчеством Марии Смольяниновой я относился с предубеждением. Ассоциировался он у меня в первую очередь с европейскими гравюрами XVI-XVII веков - статичными и нарочитыми. А уж процесс создания и вовсе казался мне жутким. Выцарапывать рисунок на металлической доске, отмачивать в кислоте, затем печатать. И это я еще сильно упрощаю. Какое уж тут вдохновение?

Тем удивительнее было увидеть произведения Марии Смольяниновой - легкие, воздушные, ажурные, полные жизни и движения. Причем спектр тем и сюжетов здесь очень широкий - от живописного крымского побережья и величественных гор Сванетии до, казалось бы, неприглядной сетки проводов над железной дорогой.

Порой возникало ощущение, что ты разглядываешь какие-то странные черно-белые фотографии, одновременно реалистичные и открывающие тебе какое-то иное измерение. Неслучайно в название выставки вынесено греческое слово "эпифания", что можно перевести как богоявление или откровение. Так охарактеризовал работы Александр Мельник - искусствовед, заведующий архитектурным отделом музея-заповедника "Ростовский Кремль", где также выставлялась Мария Смольянинова.

Сама она с таким определением согласна и расшифровывает "эпифанию" как преображение повседневности - способность увидеть в каком-то незначительном жизненном фрагменте всю глубину бытия. Экскурсия, которую провела художница, позволила взглянуть на мир ее глазами.

Первую серию гравюр "Музыка Петербурга" Мария создала в качестве дипломной работы, заканчивая Суриковское училище.

"Я была влюблена в Санкт-Петербург, много гуляла. Хотелось, чтобы это было не что-то банальное, открыточное, - рассказывает автор. - Я постаралась выразить звук, ритмику города. Вот здесь конструкции, где возникает нотный стан и музыка зашифрована в провода или трубы, как орган".

А в цикле "Московский регтайм" художница уже признается в любви столице.

"Она очень разная. Часто мы видим только фрагменты, игру света, много движения быстро меняющихся деталей", - делится Мария Смольянинова впечатлением от города.

Москва в ее работах действительно динамичная и сверкающая. Поразительно, как этот эффект удается передать скупыми средствами гравюры. Завораживает работа, где изображены москвичи, отдыхающие на набережной напротив Новой Третьяковки. Смотришь словно сквозь летнее марево, чуть ли не физически ощущая и жару, и брызги воды. А работала над этой гравюрой Мария два года, применив сразу все офортные техники, такие как травленый штрих, акватинта, меццо-тинто. И даже взрывала на плите тушь, разведенную с сахаром.

" Мне хотелось передать легкое ощущение, концентрацию лета, но было сложно удержать его в себе, совершая все эти манипуляции. А потом наступала осень, зима, весна, снова лето. И так по кругу", - рассказывает художница.

Специфика офорта заключается еще и в том, что автор до момента печати не знает, что же у него получится на выходе. Здесь и магия жанра, и его проклятие. Результат далеко не всегда соответствует ожиданиям. И порой приходится брать в руки дрель, шкурку и стирать рисунок, нанесенный на металлическую плиту. А потом начинать все заново. Но в этот момент, признается Мария Смольянинова, возникает особый азарт - через множество попыток добиться воплощения замысла.