"А как по-другому? Это же не обычная, а симуляционная поликлиника Казанского государственного медицинского университета, где работают исключительно студенты, - объяснили нам в регистратуре. - Принимать пациентов они пока не имеют права. Работают на специальных денто-моделях, которые разрабатывает кафедра ортопедической стоматологии вуза и казанская компания "Зарница".
Но по антуражу об этом не скажешь. На полках медицинские карты, в коридоре стенды с нормативной документацией и портретами докторов. Даже расписание приема врачей имеется. Слышно, как в кабинетах работают бормашины и бряцают медицинские инструменты. Все по-настоящему.
"Именно к этому мы и стремились, - говорит декан стоматологического факультета, профессор кафедры ортопедической стоматологии КГМУ Ринат Салеев. - Мы проанализировали, с какими проблемами сталкиваются выпускники при трудоустройстве в медорганизации. Оказалось, что главная из них - это неготовность работать в поликлинике. Да, они научились удалять зубы, ставить пломбы и протезировать. Но понять до конца, что это за подразделение, как оно функционирует, им было сложно. Так родилась идея создать в вузе не имеющее аналогов в стране образовательное учреждение - учебную симуляционную стоматологическую поликлинику, где студенты смогут в полной мере ощутить атмосферу работы медицинской организации изнутри. Почти каждый пятый выпускник нашего факультета становится владельцем стоматологического бизнеса. Нужно, чтобы он во всем ориентировался и нам не было за него стыдно перед коллегами".
В поликлинике студенты не только совершенствуют практические навыки, но и учатся заполнять по всем правилам медицинские карты пациентов, работать в электронной образовательной программе, созданной Стоматологической ассоциацией России, а также списывать расходные материалы.
Для того чтобы поликлиника работала нормально и будущие доктора чувствовали себя хозяевами, здесь создали институт студенческого самоуправления. Главврач - четверокурсник, его заместители - старосты потоков, заведующие отделениями - старосты групп. Они-то и регулирует весь рабочий процесс, а заодно приобретают навыки, необходимые руководителю. Учатся правильно общаться с коллегами, решать спорные вопросы, сглаживать конфликты.
Утро в поликлинике начинается всегда одинаково. В оснащенной современным оборудованием учебной комнате молодые доктора узнают о целях и задачах предстоящих занятий. Затем берут в регистратуре медкарты и в прямом смысле слова получают по зубам.
Фантомные челюсти, которые внешне не отличить от настоящих, хранятся в секретной комнате, как здесь в шутку называют склад. Все они разные: для исправления прикуса, в том числе у детей, для лечения кариеса и заболеваний корней, для удаления зубов. Есть даже такие, на которых будущие стоматологи учатся правильно выполнять анестезию. Но как? Искусственная челюсть не пациент, у нее не спросишь, подействовала ли заморозка.
"Все просто, - на наших глазах главврач симуляционной поликлиники КГМУ, студент 4-го курса Кирилл Гуляев, вводит иглу в "слизистую оболочку" модели. - Огонек видите? Зеленый - значит, все сделано правильно. А если бы что-то пошло не так, на индикаторе зажегся бы красный свет".
В соседнем кабинете, где, помимо рентген-аппарата, установлен симулятор седьмого поколения, правильность действий студента контролирует специальная компьютерная программа. Она оценивает, правильно ли сделан обезболивающий укол, определена доза и концентрация препарата, выбран бор. Причем здесь можно не только отрабатывать навыки выполнения анестезии, но и попрактиковаться, например, в лечении. И уже не на модели челюсти, а на имитирующем пациента манекене.
"Когда ты садишься в кресло рядом с пациентом, это совсем другое дело, - объясняет Кирилл. - С моделью челюсти работать проще. Ее можно покрутить в руках, посмотреть со всех сторон, правильно ли ты запломбировал зуб. А здесь сложнее. Есть ограничение по открыванию рта, щеки наконец. Нужно знать, как лучше расположить пациента, как правильно провести осмотр с помощью зеркала и многое другое. А тренажеры позволяют отработать все эти навыки до автоматизма".
По его словам, в профессии стоматолога нет мелочей. Особенно когда мечтаешь об открытии собственной клиники.
Но, для того чтобы стать асом, знаний и аппаратуры, пусть даже самой современной, как выяснилось, недостаточно. Будущим ортопедам-стоматологам подчас требуются еще и сырые яйца. Именно на них студентка Камилла Закирова учится правильно выполнять операцию по поднятию и наращиванию костной ткани при ее недостатке во время имплантации.
"Оболочка яйца - тонкая, как слизистая, - улыбается она. - Спилить пластинку и при этом не проткнуть яйцо очень сложно. Но мне нравится".
Рядом начинающие стоматологи колдуют над моделью будущего зубного протеза. А студентка Зиля Сафиуллина, она же заместитель главврача поликлиники, учится получать оттиск с челюсти человека, от качества которого зависит, насколько красиво будет выглядеть "искусственный зуб".
Тем временем в кабинете анестезиологии и реанимации заведующая отделением Диляра Мингазова отчаянно сражалась за жизнь "человека", делая лежащему на полу "пациенту" искусственное дыхание. Оказалось, очередная тренировка. Когда манекен наконец-то завелся, работающий рядом с ним аппарат в процентах оценил качество оказанной неотложной помощи.
"Результат должен быть 90 плюс, но никак не 89, - сообщила Диляра. - Не всегда так получается. Я сама этот зачет сумела сдать только с четвертого раза. Но продолжаю тренироваться. Любому человеку может где угодно потребоваться помощь, не только в поликлинике. Мы не имеем права на ошибку, спасать должны на отлично".
Но больше всего нас поразил кабинет, в котором первокурсники учатся лечить зубы.
Светлое просторное помещение похоже на производственный цех с большим количеством мониторов и работающих бормашин, от звука которых становится не по себе. За первым столом - пятикурсник, он сегодня в роли преподавателя. Показывает остальным, как правильно вскрывать больной зуб. Все его действия отображаются на каждом мониторе. Первокурсники, затаив дыхание, берут в руки бор и повторяют увиденное.
Такой кабинет, где можно проводить мастер-классы, давняя мечта стоматологов. Многие из них помнят, как это было в годы их учебы. Постигать науку лечения зубов приходилось, стоя за спиной преподавателя. Пока он закончит, уже забудешь, с чего начинать. А тут все максимально наглядно.
"У нас на факультете обучаются студенты более чем из 43 российских регионов. Из них примерно 75 процентов уже во время учебы в вузе работают в медицинских организациях Казани. После третьего курса они на основании экзамена получают сертификат среднего медперсонала, - говорит Ринат Салеев. - Но, несмотря на это, многие в свободное от работы и учебы время приходят позаниматься в симуляционную поликлинику. Мы не возражаем. Да и какой смысл? Нам ведь нужны хорошие врачи!"