В Театре им. Пушкина кипят итальянские страсти в комедии "Человек и джентльмен"

Залитый солнцем и томящийся от нестерпимой жары маленький курортный городок под Неаполем - пустынная набережная, нарочито искусственные кипарисы, со скрипом выезжающий на сцену белоснежный картонный пароход. 55 пьес Эдуардо де Филиппо - плоть от плоти театра. Итальянский драматург, незаконнорожденный сын театрального костюмера Луисы де Филиппо и прославленного актера и драматурга Эдуардо Скарпетты нигде толком не учился. Театр был его домом, школой, жизнью.
На залитом солнцем курорте актерская братия спасает своего импресарио от позора.
На залитом солнцем курорте актерская братия спасает своего импресарио от позора. / Геворг Арутюнян / предоставлено Театром Пушкина

Поэтому в "Человеке и джентльмене" в постановке Олега Пышненко главные действующие лица, держащие комическую фабулу, - бродячие итальянские актеры на гастролях. Они настолько бедны, что варят спагетти у себя в номере на кустарно сооруженной керосинке, сушат исподнее белье во дворе отеля и разучивают новую пьесу прямо с колес, потому что предыдущую зритель принять отказался. Хоть ничем не закидали, уже спасибо - не унывают незадачливые служители Мельпомены.

Фото: Геворг Арутюнян / предоставлено Театром Пушкина

А тут еще импресарио Альберто (Владимир Жеребцов) попадает в передрягу, став любовником прелестной Биче (Вероника Сафонова) - жены самого графа Талентано (Сергей Миллер). К тому же не сегодня, так завтра их выгонят из отеля: каждый день к ним является томно-очаровательная горничная Нинетта (Валерия Ёлкина) в черно-белом платье в духе Диора 50-х годов, требуя заплатить по счетам. Положение становится почти невыносимым: ведь жена Дженнаро, руководителя театра, ждет наследника... Блестящий супружеский дуэт составили Александр Анисимов и Анна Кармакова: несомненно, им удались жаркие итальянские страсти с закатыванием глаз и битьем посуды. Так эксцентричная комедия положений постепенно превращается в комедию абсурда.

Все начинается как хороший анекдот - муж, жена и любовник. Продолжается трагедией и заканчивается фарсом

В пьесе, написанной легко и воздушно, таится удивительная глубина. В 1922 году, когда она была создана, автору было всего 22 года. Как правило, чистая комедия к кульминации выдыхается, зритель и актеры устают от смеха, поэтому, по собственному признанию, Филиппо никогда не писал чистых комедий. А в "Человеке и джентльмене" зал качает на морских волнах. Все начинается как хороший анекдот - муж, жена и любовник. Продолжается трагедией и заканчивается фарсом. Прохладной волной накатывает лирическая исповедь Альберто о том, как тяжело быть джентльменом и сохранять честь и лицо. Заставляет смеяться до колик борьба актерской братии с бытовой неустроенностью. Побуждает всерьез переживать за будущее героев вероятность того, что виновник адюльтера незаслуженно отправится в сумасшедший дом.

Фото: Геворг Арутюнян / предоставлено Театром Пушкина

В 70-е годы прошлого века театры по-настоящему бредили Эдуардо де Филиппо. Вышел фильм-спектакль с Анатолием Равиковичем в главной роли. В Театре им. Пушкина "Человек и джентльмен" тоже шел - его ставил Оскар Ремез, а в роли Биче блистала Вера Алентова.

Олег Пышненко, актер и режиссер труппы Театра им. Пушкина, взялся за пьесу год назад. Сначала подготовили первый акт, который явили худруку театра Евгению Писареву. Увиденное ему понравилось, и он дал добро на второй и третий акты, раздав советы по подбору актеров. Кстати, Пышненко, инженер по первому образованию, выпускник Тульского политехнического института, поступил в "Щуку" в 29 лет. Из Тулы, где тоже играл в театре, переехал в Москву - захотелось другого качества общения с коллегами. В родном театре уже пробовал себя в качестве режиссера - ставил комедию "Инспектор пришел".

Есть в спектакле две сцены, которые вновь напоминают: театральное искусство исцеляет и тех, кто творит его, и тех, кто каждый вечер приходит в зал. Если первая пьеса бродячей труппы провалилась, то вторая актерам никак не дается. Репетиция спектакля - смешная и скрытая от глаз кухня актерской жизни. Эдуардо де Филиппо вкусно выписывает даже самые маленькие роли, поэтому наблюдать за Никитой Пирожковым, сыгравшим неумелого суфлера, невероятно интересно. Впрочем, Пирожков, молодой актер Театра им. Пушкина, выпускник и преподаватель Школы-студии МХАТ, азартен всегда.

Фото: Геворг Арутюнян / предоставлено Театром Пушкина

Виртуозно разрубит узел проблем несчастной труппы инспектор полиции, кавалер Лампетти в исполнении неподражаемого Владимира Майзингера. Это не первая встреча актера с "Человеком и джентльменом" - сначала пьеса стала его дипломным спектаклем, потом он играл импресарио Альберто в Омском театре драмы, а теперь дослужился до инспектора, к которому на исповедь попадут и незадачливый горе-любовник, и стайка шумных актеров, и муж-рогоносец. Допрос вернет всех на свои места. Чиновник, который в комедиях обычно становится предметом насмешки, мудро выполнит сразу несколько миссий - достанет из героев все припрятанные секреты, простит виновных и заставит платить по счетам.

А кто же все-таки в этой истории человек, а кто джентльмен - решать зрителю.