О высоком потребительском спросе, подогреваемом ростом зарплат и снижением безработицы, сообщил и Росстат. Реальные потребительские траты в январе выросли на 8 процентов год к году. А в феврале, по данным "Сбериндекса", выросло потребление услуг. Центробанк зафиксировал и относительно быстрый январский рост потребкредитования. Все говорит о том, что граждане возвращаются к активным тратам.
По данным агентства "Ромир", средний недельный чек (измеряет потребление 40 тыс. человек из 15 тыс. домохозяйств в 220 городах с населением от 10 тыс.) с 8 по 14 января 2024 года достиг уровня конца октября - начала ноября 2023 года, превысив первую наделю января на 0,56 процента, а уровень начала 2023 года - на 20 процентов. Это едва ли объясняется инфляцией, поскольку на первой неделе января рост цен замедлялся. Что граждане стали больше тратить, видно и по данным "Сбериндекса". Объем потребительских трат по картам Сбера на второй неделе января вырос на 12,4 процента по сравнению с 2023 годом, а динамика потребления промтоваров вернулась к показателям конца октября - начала декабря 2023-го. "Динамика по большинству категорий расходов на неделе 8-14 января 2024 года выглядела лучше динамики аналогичного периода 2023 года",- отмечают в Сбере.
К увеличению потребления подталкивают растущая инфляция, снижающийся курс рубля и ожидаемое снижение доступности кредитов. При этом потребительский спрос заметно переориентировался на рынок непродовольственных товаров. Игорь Поляков, ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), считает, что именно потребление непродовольственных товаров росло с опережением. Это объясняется бурным ростом доходов, зафиксированным Росстатом. Что касается инфляционных ожиданий, то они, по опросам ИнФОМ, заметно возросли. Рост зафиксирован только у людей без сбережений. У тех же, кто имеет сбережения, ожидания не изменились. Респонденты сообщали о сильном росте цен на услуги ЖКХ, о значительном росте цен на сыры и колбасы, одежду, обувь и кожгалантерею, на лекарства. "Инфляция по прошлому году у нас 12 процентов, это официальные данные, в реальности она гораздо больше, - говорит директор Института социально-экономических исследований при Финансовом университете Алексей Зубец. - Кроме того, важным тормозом потребительской активности являются страхи людей..."
Цены в России начали расти еще в 2020 году. В 2021-м инфляция уже вдвое превышала целевой уровень. В 2023 году она тоже не была низкой. Отсюда изменения в экономическом поведении граждан. Замедление динамики спроса в рознице макроэкономисты ЦБ не оценивают как негативный фактор. Они отмечают устойчивость потребительской активности на фоне стабильной ситуации на рынке труда. Однако, по опросам ИнФОМ, проведенным по заказу ЦБ, более 70 процентов респондентов не имеют возможности ничего отложить. Здесь особенно неуверенно почувствовали себя предприниматели - о росте доходов заявили лишь 7 процентов. Среди пессимистично настроенных потребителей заметную долю составляет молодежь. А вот наемные работники свое материальное положение стали оценивать выше. При этом на 29 процентов выросла доля населения, предпочитающего дорогостоящие товары, что объясняется развитием параллельного импорта.
Траектория потребления стала стремительно меняться уже в марте 2022 года, и в первом квартале наблюдался рост расходов на 4,7 процента. Россияне скупали холодильники, стиральные машины, автомобили, компьютеры. Запасались продовольственными товарами длительного хранения - крупой, сахаром, солью. На год вперед заготавливали лекарства. При этом за три месяца реальные располагаемые доходы упали на 1,2 процента. Откуда же взялись деньги на ажиотажные закупки? "Рост расходов был профинансирован за счет изъятия средств из сбережений и структурной перестройки расходов, - объясняют авторы доклада, подготовленного Центром развития ВШЭ. - Использование населением кредитования на создание запасов было сильно ограничено". Рост стратегических расходов (на товары длительного пользования и хранения) сопровождался тактической экономией - переходом на более дешевую еду (покупки свежих овощей уменьшились в марте на 17 процентов, а свежих фруктов - на 13), отказом от привычных развлечений. В ближайшее время спрос на товары и услуги начнет слабеть, а разгон инфляции вновь заставит граждан проявлять умеренность в тратах.