Поделиться

    Сибирские автосервисы столкнулись с острейшим дефицитом кадров

    Из-за существенного роста цен на автомобили россияне стараются продлить срок эксплуатации своих машин, то есть потребность в ремонте возникает все чаще. Между тем предприятия автосервиса ощущают не только наплыв клиентов, но и обострение кадровой проблемы.
    Ремонт автомобилей становится дорогим удовольствием.
    Ремонт автомобилей становится дорогим удовольствием. / Татьяна Кравченко

    Средний возраст автомобилей в стране приближается к двенадцати годам. В 2023-м доля машин старше пятнадцати лет увеличилась с 25 до 35 процентов. Часть автолюбителей уже стремится реже пользоваться личным транспортом, снижая пробег и износ техники, расход бензина и вероятность аварий.

    Новые автомобили за год подорожали на 24 процента, констатирует Росстат. На 39 процентов поднялись цены на иномарки, почти на 30 процентов - на отечественные машины. По итогам 2023 года средняя цена нового легкового автомобиля в России достигла 2,96 миллиона рублей. Машины стоимостью менее миллиона выпускают, но в небольшом количестве и с минимальной комплектацией.

    Ремонт автомобилей также становится дорогим удовольствием. В омских сетевых автосервисах констатируют, что особенно выросли в цене оригинальные лобовые стекла, фары, бамперы, крылья, капоты. Стоимость "аварийной корзины" популярных моделей европейских брендов за последний год увеличилась на семьдесят процентов и более, японских - на сорок процентов, корейских - на тридцать.

    Набирающие популярность изделия китайского автопрома тоже дорожают. По данным "Росгосстраха", кузовные детали, фары и ветровые стекла в прошлом году подорожали более чем наполовину. Что касается отечественных комплектующих, то, например, задний бампер "Нивы" поднялся в цене на семьдесят с лишним процентов.

    В омских СТО признают, что все чаще сталкиваются со сложным и затратным ремонтом, требующим времени и углубленной профессиональной подготовки. Соответственно, растут в цене и специалисты.

    По данным сервиса по поиску работы HeadHunter, в прошлом году средняя зарплата автослесарей в целом по России выросла на 23 процента, а в СФО - на треть, и достигла 77 тысячи рублей. Однако кадровая проблема остается.

    - За год количество вакансий в этом сегменте увеличилось на 37 процентов, а вот желающих их занять стало на одиннадцать процентов меньше. Сейчас на одну вакансию в автосфере приходится всего два активных резюме, а в Сибири и того меньше. Работодатели становятся более лояльными. На рынке уже бытует такое понятие, как "найм без предубеждений". То есть на работу предприятия готовы брать соискателей моложе 18 лет и старше 45 лет, а также людей с ограниченными возможностями здоровья, судимостью, мигрантов и женщин, - поясняет главный эксперт HeadHunter по рынку труда Наталья Данина.

    Работодатели признают, что сегодня в борьбе за кадры им приходится конкурировать не только с предприятиями своей отрасли, но и с промышленностью, транспортом, строительством. Помимо достойной зарплаты, кандидатов интересуют гибкий график, программы лояльности, возможность обучения и повышения квалификации за счет работодателя.

    Аналитики полагают, что тенденция может продолжиться.

    - Согласно опросу, проведенному в конце 2023 года, 63 процента работодателей намерено и дальше повышать оплату труда мастерам. Три компании из четырех планируют увеличить затраты на персонал. Половина автопредприятий - фокусно работать над удержанием сотрудников, обеспечивая комфорт-ные условия труда, в том числе и удаленную работу, - добавляет Наталья Данина.

    Соблазн заняться частным гаражным бизнесом у опытных мастеров, конечно же, есть. Доступные автоуслуги становятся востребованными как никогда. А рынок подержанных запчастей также идет в рост.

    Между тем

    С 1 апреля в России вводится запрет на параллельный импорт машин, ввозимых из стран ЕАЭС. Из-за новых таможенных правил и усложненной формулы утилизационного сбора иномарки для физлиц подорожают в среднем на 30 процентов.

    Поделиться