14.03.2024 14:46
    Поделиться

    23-летняя владелица бренда рассказала, что строит бизнес, как личную жизнь

    Косметическая фирма, создателем и руководителем которой является Анастасия Федосова, продемонстрировала впечатляющий результат, нарастив за три года оборот с нуля до четверти миллиарда рублей, что стало поводом для приглашения гендиректора на деловые форумы в качестве спикера. Несмотря на молодость, а бизнес-леди всего 23 года, она уже делится собственной формулой успеха. Была гостьей и организованного под эгидой правительства Челябинской области форума деловых женщин "Стальное кружево Урала", где познакомила коллег с теорией предпринимательского роста, помогающей стартапам быстро встать на ноги. Об этом "РГ" поговорила с владелицей бренда.
    Анастасия Федосова: Бизнес, как и личная жизнь, начинается с потребности в отношениях, с ощущения, что не хочешь работать по найму. Ищешь идею для реализации, и поиск завершается влюбленностью.
    Анастасия Федосова: Бизнес, как и личная жизнь, начинается с потребности в отношениях, с ощущения, что не хочешь работать по найму. Ищешь идею для реализации, и поиск завершается влюбленностью. / Архив Анастасии Федосовой

    С чего начался ваш предпринимательский опыт?

    Анастасия Федосова: С личной потребности: мне сложно было подобрать себе косметику. Подружки поинтересовались: "Почему сама не попробуешь сделать, ты же химик?" Действительно, я училась на химическом факультете ЮУрГУ. Задумалась. Помогла русскоговорящая девушка из Италии, которая занималась минеральными рецептурами. Она и дала несколько уроков по интернету. В общем, первую пудру я создала дома на кухне. Она не боялась влаги: не смывалась дождем, можно было даже смело идти в бассейн. Потом разработала новые маски, румяна...

    Вначале это напоминало игру: получится - не получится. Но произошел по-своему судьбоносный случай, изменивший мое отношение. В Челябинске снималась передача центрального ТВ о визите тайного миллионера, который по сценарию должен адаптироваться в незнакомом городе, найти перспективный бизнес-проект и инвестировать в него. Выбор почему-то пал на меня. При встрече, которая происходила под камерами в кафе, незнакомец раскрыл инкогнито и предложил войти в дело. Я согласилась, но через месяц отказалась, чем вызвала неподдельное удивление у организаторов: какая-то девчонка, ничего не зарабатывает, но пренебрегает свалившимся счастьем. В шоу это был первый финал без хеппи-энда. Но я почувствовала, что весь путь хочу пройти сама, и никогда не пожалела о том выборе. Тогда-то и загорелась по-настоящему собственным делом.

    Не брали кредитов, не слушали чужих советов? Как же удалось развить бизнес?

    На старте люди боятся входить в бизнес, который кажется большим и страшным. Но если сравнивать его с чем-то привычным, настроение меняется

    Анастасия Федосова: Постепенно. Сняла небольшой офис, привлекла несколько человек. Месяца через три получили первый результат - 100 тысяч рублей на оборотку. Это было просто "вау". Я тогда очень устала - мы организовали доставку посылок, вели большую переписку. Но эмоции зашкаливали, радости не было предела: значит, не ошиблась.

    Вначале все строилось на интуиции, дальше стала изучать особенности продвижения, сбыта, активно закупать рекламу. Не остановили мы производство и в пандемию, хотя сомнения были. Клиенты помогли хорошими отзывами. А сейчас у нас несколько каналов продаж - на сайте, маркетплейсах. Развиваем сетевые магазины по стране. Производство находится в Челябинске, а лидеры спроса - Москва, Петербург, юг России. На мировом рынке пока лишь розничные продажи, но планы и здесь есть.

    Этот опыт меня многому научил, и захотелось рассказать о самом характере предпринимательства, сравнив бизнес с личными, даже семейными отношениями. Начала писать книгу. Скоро она увидит свет.

    Почему у вас родилась именно эта аналогия - с личными отношениями?

    Анастасия Федосова: Кто-то из экспертов сравнил судьбу компании с жизнью человека: родился, учился, работал, вышел на заслуженный отдых, ушел в небытие. Подразумевается: период физического подъема неизбежно сменяется затуханием. Мне это кажется грустным и несправедливым. В мире немало фирм, имеющих историю в сотни лет, собственники меняются, а дело живет. Поэтому стала искать иные аналогии, и у меня все легло в "эмоциональную" матрицу.

    Бизнес, как и личная жизнь, начинается с потребности в отношениях, с ощущения, что не хочешь работать по найму. Ищешь идею для реализации, будто своего человека, и поиск завершается влюбленностью. То есть твоя "находка" тебе очень нравится, ей посвящаешь все время, как дорогому тебе человеку. Это этап невероятного подъема, когда "бабочки в животе". Ты готов днями и ночами работать над проектом, рассказывать о нем окружающим, как о своем единственном. Это время на гормонах, на химии нужно обязательно прожить, чтобы потом, когда возникнут сложности, преодолевать их, заряжаясь прошлой энергией.

    А дальше пелена спадает с глаз, и ты понимаешь: не все в мире идеально. В личных отношениях со временем ведь мы тоже обнаруживаем недостатки в партнере и что-то даже начинает раздражать. Это период пресыщения и охлаждения, когда начинает тошнить от собственного продукта, которому отдано столько времени и сил. Такое выгорание - первый серьезный кризис, когда хочется переключиться на что-то другое. Но через это проходят все или почти все. Не надо бояться и думать, что неверно выбрали нишу. Вспомните: сомнения посещают и тогда, когда строишь личную жизнь. Просто настает время трезвого взгляда, уточнения житейских и предпринимательских приоритетов.

    Ну а дальше вступаем в этап притирки: эмоциональное отстранение сменяется желанием упорядочить что-то вокруг себя, например правильно распределить обязанности, и от раздумий по поводу перспектив перейти к дружбе с обстоятельствами. Все как в паре, когда возникает больше доверия, отношения становятся ровными и мы решаем, кто будет мыть посуду, а кто выносить мусор. Преодолеем притирку - опять обогатимся новыми эмоциями. Наступит этап мудрой любви со спокойным, как у большой реки, течением, пониманием, какой фундамент у нашей привязанности, на чем она держится. Кризисы еще могут раскачивать наш союз, но, если есть ясное представление целей и задач, они уже не так страшны.

    Ваш бизнес прошел все этапы?

    Анастасия Федосова: Каждый из них мне знаком. Ту же коллизию с тайным миллионером, например, можно описать так: третий лишний. Появление бизнес-партнера часто благотворно, но сопряжено с необходимостью договариваться. Мне тогда это показалось несвоевременным. А по-настоящему серьезный кризис возник где-то между "дружбой" и "любовью". Я работала тогда с помощницами, не нанимая профессиональную команду, старалась выстраивать отношения на товарищеской ноге и в какой-то момент обнаружила: задачи не выполняются, откладываются в долгий ящик. В итоге лишилась сотрудников, с которыми начинала. Кого-то уволила, кто-то ушел сам. Было тревожно и больно. Моя ошибка заключалась в том, что пыталась не столько управлять, сколько дружить с сотрудниками. Позже пришло понимание: вообще-то я бизнес делаю, а не дружбу строю. Это разные вещи, хотя человеческие, уважительные отношения, безусловно, важны в команде.

    Другой кризис разразился, когда распределяли функции. Я изначально много брала на себя, выступала производственником, маркетологом, продажником. Это приносило знания, но в какой-то момент стало тормозом. У каждого должна быть своя роль. Да, это ограничивает возможность для маневра, сотрудник может сказать: не моя задача, почему я должен выполнять ее? Однако плюсов все-таки больше - возникает порядок, появляется система. А только в системе возможен быстрый и кратный рост.

    Но если "любви" с бизнесом не возникает, он обречен?

    Анастасия Федосова: Может наступить стагнация, нисходящий тренд. Тогда развилка: либо подкручиваем ресурсы и идем вперед, либо деградация. Если нет развития, этап "дружбы" может растянуться на долгие годы. А этап "любви", когда все динамично, способен включиться уже через месяц. Схемы могут меняться, они гибкие. Но неизменно одно: затухаем или развиваемся, как в личных отношениях.

    Обсуждая, как закреплять кадры, мы, как ни странно, пришли к выводу, что здорово использовать наработки, которые были еще в Советском Союзе

    Начинающему предпринимателю хочется иметь шпаргалку под рукой. Но, может, весь успешный бизнес счастлив одинаково, а неуспешный несчастлив по-своему?

    Анастасия Федосова: Какой-то алгоритм необходим стартапам, чтобы видеть перспективу. Это инструмент психологической поддержки. Не факт, что у всех все будет строго по формуле. У любой теории есть исключения, если условия становятся экстремальными и, как в физике, начинают действовать "квантовые" законы. Но в целом теория кажется рабочей, способной стать базой для пошагового плана, определить опорные точки, сформировать подсказки. На старте люди боятся входить в бизнес, который кажется большим и страшным. Но если сравнивать его с чем-то привычным, настроение меняется. Да, это предупреждение - все может быть, как на американских горках, и только на одном высоком эмоциональном градусе построить свое дело нельзя. И это нормально, так должно быть. Это та соломка, которую можно подстелить загодя.

    Кому полезнее ваша теория - мужчинам или женщинам?

    Анастасия Федосова: У меня было выступление и перед мужской аудиторией в одном из элитных бизнес-клубов, куда входили и миллионеры, и миллиардеры. Было страшновато: аудитория - люди с опытом, добившиеся более значимых успехов, чем я. Но слушали внимательно, какие-то мои подходы, видимо, оказались близки, чему я была рада. Хотя женской части, наверное, более интересна тема тайм-менеджмента, ведь забота о семье и детях по-прежнему на хрупких плечах. Я рассказываю дамам, что теперь посвящаю компании не полную неделю, по 3-4 часа в день. Могу заняться саморазвитием, посещать курсы, семинары. В работе с командой я должна демонстрировать уверенность, понимание стратегии. Для этого нужно копить внутренний ресурс.

    Каким вам видится современный бизнес, его природа меняется?

    Анастасия Федосова: Очень заметно. Перед клиентами большой выбор товаров и услуг, они стали мобильнее, и велика вероятность их потери. Увидят товар, заинтересуются. Но если отвлекутся, сменят фокус зрения, обратно могут не вернуться. Наша задача поэтому - максимально быстро удовлетворить текущий запрос. Время становится особо ценным ресурсом. Это надо учитывать даже в управленческой деятельности, проводить совещания максимально лаконично, без воды, чтобы все было четко и понятно.

    Перестало работать жесткое администрирование: мол, я сказал - и точка. Сотрудники, которые младше меня всего на несколько лет, уже совсем другие, в большей степени гедонисты. Они не готовы перерабатывать, растрачиваться на работе. И если им некомфортно, не удержит и зарплата. Поэтому в разумной конфигурации приходится учитывать эти факторы. Ряд аналитиков говорит: удаленка захватит все сферы, где присутствие человека не обязательно. Она позволяет лучше восстанавливаться, выстраивать под себя дневной распорядок. Думаю, рано или поздно и мы придем к гибридному варианту гибкого офиса: у персонала большая заинтересованность в свободном перемещении, яркой, насыщенной жизни. И мы не можем этому препятствовать. Надо тестировать, пробовать. Все хорошо, что дает результат.

    А как относитесь к расширению соцпакета, введению корпоративных льгот?

    Анастасия Федосова: Как раз обсуждаем в компании, каким образом лучше закреплять кадры. И, как ни странно, пришли к выводу, что здорово использовать наработки, которые были еще в Советском Союзе. Ведь классно же за достижение высоких результатов отправить отдыхать работника в санаторий за счет фирмы. И вообще ввести систему накопления бонусов за выслугу и хороший труд, наращивая их количество за полезность предприятию под идею: чем больше таких бонусов, тем тяжелее индивидуальный соцпакет. Зарплата может быть средней по рынку, но среди работодателей компания должна выделяться подобной концепцией. Я только за, но это уже другая теория.

    Поделиться