На рынке труда особенно высок спрос на рабочие кадры: соотношение количества резюме к числу не превышает 1,7, что оценивается как острый дефицит соискателей. Причем в Свердловской области один из самых низких показателей в УрФО.
Отметим, что в общей численности занятых люди со средним профобразованием составляют 48,5 процента, так что развитие системы СПО сегодня приобретает особую актуальность. В последние годы спрос на обучение по таким программам в Свердловской области растет, СПО меняется в соответствии с требованиями рынка труда. Например, количество новых направлений подготовки в колледжах по сравнению с 2015 годом увеличилось в два раза, в 2023 году 32,3 процента первокурсников поступили именно на новые специальности.
Но, несмотря на востребованность СПО, эта сфера в регионе имеет ряд накопившихся проблем. Так, почти четверть зданий, используемых в образовательной деятельности, построены до 1960 года. Доля учебно-лабораторных зданий, а также общежитий, находящихся в аварийном состоянии и тех, где не проводился капремонт, здесь несколько выше, чем в среднем по стране. А вот доля учебно-производственных мастерских с современной материально-технической базой у нас ниже среднего уровня. При этом вклад работодателей в расходы на приобретение оборудования для колледжей на Среднем Урале составляет 0,2 процента, тогда как в среднем в РФ - 5,4.
Наблюдаемый в последние годы рост общей численности студентов позволяет прогнозировать в среднесрочной перспективе и увеличение количества выпускников. Но в то же время лишь 40-60 процентов поступивших на 1 курс доходят до получения диплома. Остается низким и показатель трудоустройства по полученной специальности: лишь 55-60 процентов выпускников СПО и 74 - вузов. Причины различны: если специалисты среднего звена в основном отмечают нехватку соответствующих вакансий на рынке труда, то квалифицированных рабочих чаще всего не устраивают условия, предлагаемые предприятиями. Парадокс: работодатели заявляют о потребности в кадрах, инициируют их подготовку в организациях СПО, но при этом не в состоянии обеспечить подготовленным по их заказу выпускникам надлежащие условия труда и платить им достойную зарплату.
Удержание выпускников в профессии и в регионе - это значительный ресурс для восполнения дефицита кадров. Для этого от региональной власти требуется принятие ряда системных мер, таких как предоставление социальных льгот выпускникам приоритетных для региона специальностей ("региональный социальный лифт"), подобных тем, какие приняты для ИТ-специалистов на федеральном уровне. Это первое важное направление.
Второе: в сложившихся демографических условиях возрастет спрос на квалифицированный труд мигрантов. Свердловская область привлекательна в плане учебной миграции молодежи в возрасте 15-18 лет. Потенциал прироста данной категории - около 600-800 человек в год. Но необходимо вовлечение приезжих в профобразование, создание для них специальных программ СПО.
Третье - стимулирование участия бизнеса в модернизации учреждений СПО путем предоставления дополнительных региональных льгот. Такой механизм предусмотрен в законе об инвестиционном налоговом вычете, но сегодня он применяется только по одному из оснований, и компании выбирают те варианты, где суммы вычета больше. Необходимо снять это ограничение для предприятий, помогающих образовательным учреждениям.
Четвертое: дефицит кадров требует обеспечения максимальной гибкости рынка труда, форсирования подготовки и переподготовки кадров. В связи с этим необходимо разработать прогноз перспективной потребности в кадрах с учетом развития отраслей экономики и демографических тенденций не менее чем до 2050 года.
Пятое: сегодня решение кадровых вопросов распределено по разным ведомствам - вопросы вузовского обучения являются федеральной компетенцией, разработкой прогноза потребности в кадрах занимается минэкономики, контрольные цифры приема рассчитывают в минобразования и молодежной политики и т. д. В Свердловской области требуется создание единой структуры - регионального межведомственного ситуационного центра, занимающегося мониторингом и анализом рынка, координирующего оперативную помощь в устранении серьезных кадровых разрывов, стратегически оценивающего необходимость форсированной подготовки и переподготовки кадров по отдельным специальностям.
Дефицит трудовых ресурсов может стать серьезным ограничением для реализации инвестиционных проектов и обеспечения экономического роста региона. Это один из важнейших вопросов, которому нужно уделить пристальное внимание и предприятиям, и органам власти, и науке.