Эксперт назвал топ-6 лучших инструментов защиты прав российских потребителей

Ежегодно в России отмечается Всемирный день прав потребителей. Именно 15 марта 1961 года впервые было сформулировано понятие "потребитель" и названы четыре основных его права - на информацию, безопасность, осознанный выбор и быть услышанным.
Реклама приложения государственной системы маркировки "Честный знак" на торговом центре.
Реклама приложения государственной системы маркировки "Честный знак" на торговом центре. / Наталья Селиверстова/РИА Новости

В России указанная дата широко стала отмечаться с 1994 года. Особенностью этого праздника является то, что каждый год определяется единая для всего мира тематика. В этом году Всемирный день проходит под девизом "Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей".

"Потребление ежегодно растет: появляются новые товары, магазины, форматы торговли. Но с развитием появляется все больше серых схем, которые вводят потребителей в заблуждение, которые нацелены на то, чтобы его обмануть. Желатин вместо икры, пицца без сыра, итальянская обувь из Китая - все это окружает нас сегодня. Государство активно борется с нарушениями прав потребителей: усиливает регулирование, вводит новые инструменты. Однако каждый житель страны должен осознанно подходить к покупкам, чтобы не дать себя обмануть", - сказал заместитель председателя Общественного совета при Роспотребнадзоре, глава "Общественной потребительской инициативы" Олег Павлов.

В честь Всемирного дня прав потребителей Павлов рассказал "Российской газете" о цифровых инструментах, которые должны быть "под рукой" у каждого потребителя. Как говориться, доверяй, но проверяй.

Приложение Честный ЗНАК

Позволяет перед покупкой мгновенно проверить подлинность товара - достаточно отсканировать специальный квадратный код на этикетке. Маркировке подлежит уже множество популярных категорий продовольственных и непродовольственных товаров - а именно 17. Среди них молоко, вода, пиво, парфюм, лекарства, одежда, обувь и другие, и их число постоянно расширяется, поэтому использование приложения существенно повышает безопасность потребителей.

"Если кода нет или товар не тот (не соответствует данным в системе - прим. "РГ"), в этом же приложении можно сообщить о нарушениях - и получить подарок, тем самым совместив полезное с приятным. Функционал сервиса позволяет также проверить легальность алкоголя, найти аптеку с нужным лекарством, проверить неизвестные "знаки" на этикетке, такие как пластик пригоден для переработки или в упаковке легковоспламеняющийся товар", - объяснил Павлов.

Приложение рекомендуется в спутники при всяком походе в магазин. Число пользователей сервиса уже превышает 18,5 млн человек.

Онлайн-реестр участников оборота маркированных товаров

Это также один из ресурсов оператора системы цифровой маркировки. Полезен не только потребителям, но и розничным продавцам, особенно торговым сетям и маркетплейсам, не желающим сталкиваться с недобросовестными контрагентами и фальсифицированной продукцией.

Если товар подпадает под маркировку, но его производителя или поставщика нет в реестре, значит, с такими предпринимателями лучше дела не иметь. Потребители, покупающие товар в интернете, с помощью ресурса также могут проверить по реквизитам продавца, является ли он легальным участником оборота.

Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей

Сокращенно ГИС ЗПП. Это базовый ресурс для просвещения потребителей. "Здесь не только разъясняются потребительские права, но и даются конкретные инструкции о порядке действий в различных ситуациях. Там же представлены образцы документов для подачи претензии или иска, приведена судебная и административная практика. Регулярно обновляются данные о выявленном фальсификате и публикуются аналитические материалы", - объяснил Павлов.

Приложение "Роскачество"

Оно позволяет потребителям ознакомиться с результатами независимых исследований качества продовольственных и непродовольственных товаров и принять взвешенное решение о покупке. Товары заранее исследуются экспертами на соответствие нормативам и стандартам. Покупателям лишь остается отсканировать штрих-код и ознакомиться с результатами.

Павлов отметил, что порой результаты исследований могут стать неприятной неожиданностью. Поэтому приложением желательно пользоваться до оплаты покупки. "Сравнивая рейтинги товаров, пользователи могут спланировать для себя безопасную корзину", - отметил он.

Приложение "Книга жалоб"

Это цифровое решение от "Общественной потребительской инициативы". Оно позволяет потребителям всего за несколько шагов направить претензию нарушителю или жалобу надзорному органу.

Павлов напомнил, что в случае неудовлетворительного ответа пользователь получает подготовленное исковое заявление для подачи в суд. Также есть возможность оставить о компании отзыв, который будет учтен в публичном рейтинге.

"Это удобный и незаменимый инструмент для тех, кто хочет бесплатно и быстро отстоять свои права и получить компенсацию при неудачных покупках или некачественно оказанных услугах", - отметил эксперт.

Приложение "Проверка чеков"

Сервис Федеральной налоговой службы для проверки и хранения кассовых чеков. Отсканировав QR-код на чеке, покупатель может отследить, переданы ли данные в налоговую. Если чек не выдан или данные не переданы - тут же направить жалобу.

"Наличие чека существенно упрощает предъявление претензий и, в некоторых случаях, является дополнительным подтверждением качества и легальности продукции", - подытожил Павлов.