15.03.2024 17:10
    Поделиться

    Как внешние факторы влияют на работу алюминиевой отрасли

    Лидер российского алюминиевого рынка и один из мировых лидеров РУСАЛ обнародовал отчет о своей деятельности по итогам 2023 года. На фоне непростой глобальной конъюнктуры и многочисленных "черных лебедей", обрушившихся на компанию, результаты, по мнению экспертов, оказались ожидаемо слабыми.

    Как следует из отчета, РУСАЛ смог добиться физического роста продаж на 6,6%, но выручка компании в 2023 году все равно снизилась на 12,6% по сравнению с предыдущим годом. Рост продаж был нивелирован снижением средней цены на алюминий на Лондонской бирже металлов на 16,8% и снижением средней цены реализации на 18% в 2023 году по сравнению с 2022 годом. Практически весь прошлый год биржевые цены были примерно на 40% ниже пиков начала 2022 года. А потеря сырьевой базы и перебои в цепочках поставок влекут за собой рост издержек.

    Как результат: чистая прибыль РУСАЛа по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) за 2023 год снизилась в 6,4 раза - до $282 млн, cкорректированная EBITDA (прибыль до вычета процентов, налогов и амортизация) уменьшилась на 61,2% - до $786 млн, а скорректированная маржа EBITDA снизилась с 14,5% в 2022 году до 6,4% в 2023-м.

    Несмотря на это, компании удалось удержать инвестиционную программу на уровне более $1 млрд: капексы (затраты на модернизацию) составили $1,056 млрд, в то время как в 2022 году было $1,239 млрд. При этом, отмечают в компании, на экологическую и технологическую модернизацию своих российских заводов РУСАЛ направил более $500 млн.

    С ожидаемыми объективными проблемами столкнулся не только российский лидер рынка. Минувший год выдался тяжелым для всей мировой алюминиевой отрасли, и геополитика сыграла не последнюю роль. Экономическая активность в ведущих странах снизилась, что повлекло за собой снижение биржевых цен на алюминий. Они держались и продолжают держаться на рекордно низких за последние три года отметках. К тому же российские компании, как и на других рынках, подвергаются искусственному давлению со стороны ряда западных стран, например, в виде заградительных экспортных пошлин.

    Беспрецедентный режим внешних ограничений, конечно, оказал негативное влияние на результаты работы компании. Многие из традиционных рынков сбыта были потеряны, а работа на других - осложнена. Например, США, Великобритания и Австралия ввели заградительные пошлины на алюминий из РФ - 270%, 35% и 35% соответственно. Евросоюз в рамках 12-го пакета санкций запретил ввоз из России алюминиевой проволоки, фольги, труб и трубок.

    Под такими действиями нетрудно угадать истинную цель: американские и европейские политики и лоббисты пытаются выдавить Россию с премиальных рынков, заняв ее место. Рост фискального давления через экспортные пошлины больнее всего бьет именно по РУСАЛу, поскольку тот является одновременно импортером сырья, производителем и экспортером готовой продукции, а не добывающей компанией.

    Кроме того, некоторые ключевые переработчики явно не по своей воле, но, видимо, под давлением американских лоббистов, ввели "самосанкции", которые уже привели к тому, что доля российского алюминия на складах Лондонской биржи металлов с конца прошлого года держится на уровне около 90%. При этом в Европе продолжается активная лоббистская кампания против российского металла. Не исключено, что РУСАЛ может оказаться одним из главных "объектов внимания" уже в следующем пакете антироссийских санкций, который готовит Евросоюз. И это будет ощутимым ударом для компании, поскольку почти 28% продаж РУСАЛа, судя по итогам 2023 года, все еще приходятся на Европу.

    В числе других факторов, повлиявших на результаты, можно отметить и то, что в 2023 году РУСАЛ не получил дивидендов от своей стратегической инвестиции в ГМК "Норильский никель". Эта инвестиция исторически помогала РУСАЛу диверсифицировать доходы благодаря сильным позициям "Норильского никеля" на рынках металлов платиновой группы и цветных металлов.

    Тем не менее, можно констатировать, что РУСАЛ в непростых условиях не только выстоял, но и нарастил выпуск продукции и продажи, продолжил модернизацию ключевых заводов, сохранил разработку новых технологий и сплавов. Добиться этого удалось за счет переориентации каналов экспортных продаж, которая началась в 2022 году. Экспортные потоки были "переключены" с европейского рынка на азиатский. Продажи в Китай выросли более чем в 2,5 раза, а доля Азии в общей структуре продаж увеличилась с 27% в 2022 году до 38,4% в 2023 году. Доля внутреннего рынка, включая страны СНГ, также выросла и достигла 31,9%. Однако ценой всего этого стало драматическое снижение маржинальности.

    Чего стоит ожидать в 2024 году? Замедление роста крупнейших экономик привело к тому, что спрос на алюминий рос не теми темпами, которые наблюдались ранее. В 2023 году мировое потребление металла увеличилось всего на 1,7%. Произошло это за счет Китая, где рост составил 4,9%. В остальном мире снижение составило 2,8%, и спрос на алюминий упал до уровней 2015-2016 гг.

    Судя по экспертным комментариям, участники рынка смотрят на 2024 год со сдержанным оптимизмом, ведь внешний фон остается не самым благоприятным. Рост ВВП крупнейших потребителей металла ожидается слабым, т.е. серьезного циклического увеличения спроса ждать не приходится.

    "Позитивных сигналов на краткосрочную перспективу практически нет. Мы ожидаем, что спрос как в Европе, так и в Северной Америке будет на 10% ниже в первом квартале, чем годом ранее", - заявил, например, изданию Financial Times главный финансовый директор норвежского производителя Norsk Hydro Пол Килдемо.

    Инфляция в мире снижается, но издержки российского производителя остаются высокими из-за нарушений цепочек поставок и других внешних факторов. Кстати, в декабре прошлого года российская Алюминиевая ассоциация обращала внимание на риски в отрасли на фоне тяжелой внешней ситуации. Обсуждалась даже идея заморозки или закрытия нескольких производств, которые из-за ухудшения экономического положения работают на грани нулевой или отрицательной рентабельности.

    После этого замглавы Минпромторга Виктор Евтухов сообщил, что на фоне введения санкций с отечественными отраслевыми компаниями проводится системная работа, прорабатываются варианты поддержки. А в конце февраля на Днях алюминия на выставке-форуме "Россия" на ВДНХ прозвучало, что министерство и отрасль ожидают разработки региональных программ по увеличению спроса на инновационную продукцию отрасли в субъектах РФ.

    Учитывая важность "крылатого металла" для экономики будущего и передовых технологий, можно утверждать, что у российской алюминиевой отрасли имеется большой потенциал, в том числе на мировом рынке. Однако без поддержки государства, оставшись один на один с новыми вызовами, она рискует оказаться на пороге кризиса.

    Поделиться