издается с 1879Купить журнал

Украинские и крымские парадоксы

Москва. август 1991 года.

А. Багаутдинов/Родина

Москва. август 1991 года.

Рождение независимой Украины

7 декабря 1991 года, когда Ельцин, Кравчук и Шушкевич под предлогом "охоты на зубров" тайно приехали в Урочище Вискули в Беловежской Пуще для реализации заговора против Советского Союза, именно Леонид Кравчук, за несколько дней до этого избранный первым президентом Украины, был реальным главой тройки заговорщиков.

Беловежская встреча явилась прямым и поспешным результатом референдума, проведенного в Украине 1 декабря с одним лишь вопросом - "Подтверждаете ли Вы Акт провозглашения независимости Украины?" Далеко не все голосовавшие ясно понимали, что этот "Акт", поспешно принятый 24 августа 1991 года Верховным Советом УССР после отмены ГКЧП, пытавшегося сместить Горбачева, будет использован для реального выхода Украины из состава СССР. Такие "Акты" принимали еще раньше Верховные Советы и в других республиках, включая РСФСР, но они не сопровождались их выходом из СССР и не порождали референдумов.

Жорес и Рой Медведевы. 1999 год.

Всесоюзный референдум 17 марта 1991 года подтвердил желание почти 80 процентов всех граждан СССР сохранить Союз ССР. Два референдума в течение одного года, оба поспешные, готовились и проводились слишком быстро, без широкого и серьёзного обсуждения в СМИ. Для Крыма же это был третий референдум в течение одного года. 20 января 1991 года Крымская область в составе УССР была путём референдума (плебисцита) преобразована в Крымскую автономную республику в качестве "субъекта Союза ССР и участника Союзного договора" (голосовало около 80 процентов крымского населения, 93 процента высказались за преобразование). Для автономных республик, имевших собственную конституцию, референдум о выходе из состава СССР следовало, по законам того времени, проводить отдельно. Но этого не было сделано. Михаил Горбачёв имел право отменить результаты украинского референдума. Однако протестов со стороны президента СССР не последовало.

Советский Союз, как известно, переживал тогда тяжелый политический, экономический и финансовый кризис, и из всех его республик именно Украина по уровню жизни населения находилась в наилучшем положении. Сохранение относительно высоких показателей экономики, богатство ресурсов, наличие современной промышленности, развитого аграрного сектора, максимальный уровень энергетического обеспечения и были в то время главными аргументами местных пропагандистов в пользу независимости и экономического суверенитета Украины. С 1990 года Украина защищала свой потребительский рынок купонами-карбованцами, выдававшимися только жителям Украины в дополнение к рублям, незаконно ограничивая покупательные возможности советских граждан, приезжавших, например, в Киев, по делам из других республик СССР. Украина, как самостоятельный член ООН с 1945 года, уже была, вместе с Белоруссией, формально суверенной страной, Теперь она объявляла о выходе из Союза ССР и получала также экономическую самостоятельность, объявляя право собственности не только на ресурсы, но и на промышленность на своей территории. Все крупные предприятия "общесоюзного значения", включая легендарную Днепровскую гидроэлектростанцию, Донбасс, ракетный завод "Южмаш", авиационные заводы "Антонов", танковые заводы Харькова, Одесский порт, верфи для авианосцев в Николаеве и все АЭС также объявлялись теперь собственностью нового государства. Отходили к Украине и проходившие по её территории общесоюзные газопроводы и нефтепроводы.

Это было спорным решением, так как крупные промышленные предприятия принадлежали всем народам Советского Союза и управлялись Советом министров СССР. Собственных квалифицированных кадров для управления промышленностью супердержавы у независимой Украины не было. Ликвидация всего СССР, незаконно провозглашённая Кравчуком, Ельциным и Шушкевичем, снимала теперь и проблему "союзной" собственности. Украина отказывалась и от всех внешних долгов СССР, начиная свою независимость без выплат по кредитам, которые унаследовала лишь Российская Федерация, оказавшаяся на грани дефолта. Стал "украинским" и Севастополь; Черноморский флот разделили между Россией и Украиной.

Фактически именно украинский референдум 1 декабря 1991 года был главным событием, развалившим Советский Союз. Горбачёв, как президент СССР и главнокомандующий его Вооружёнными силами, имел право объявить беловежские соглашения преступными, предательскими и антиконституционными. Но он капитулировал и предпочёл подать в отставку. Кравчук обещал украинскому народу выход независимой Украины на уровень жизни в соседних Австрии и тогда ещё Чехословакии. В расчёте на душу населения экономические показатели Украины были выше, чем в РСФСР, примерно на 20 процентов, на 30 процентов выше, чем в Белоруссии и в Казахстане, и в пять раз выше узбекских. Они оказались в то время выше, чем не только в Болгарии или в Румынии, но даже и в Венгрии, ещё не оправившейся от последствий "шоковой терапии".

Вопреки всем ожиданиям и прогнозам, политическая и экономическая независимость привела не к расцвету, а к невиданному упадку экономики Украины. Уровень жизни украинцев упал к 1999 году до 49 процентов от "советского" в 1990-м. К концу же 2013 года, по последним данным МВФ и Всемирного банка, ВВП на душу населения составлял в России 14 973 долларов США в год, в Казахстане - 13 118, в Беларуси - 7414 и в Украине - 3862. Последняя сегодня занимает по этому показателю 111-е место в мире, по соседству с Монголией, Грузией и Республикой Конго со столицей в Браззавиле. Жизненный уровень в современной Украине составлял к 2014 году лишь 70 процентов от "советского" в 1990 году. Такой необыкновенный упадок уровня жизни в очень короткий срок в благодатной европейской стране с образованным населением, квалифицированным рабочим классом и трудолюбивым крестьянством - явление беспрецедентное и трудно объяснимое.

Не справившись с финансовыми и экономическими реформами "рыночной экономики", прежде всего в машиностроении, в металлургии и в аграрном секторе, разрушив многие связи с Россией и с другими республиками СНГ, на которые была ориентирована её промышленность и торговля, но сохранив поначалу советские рубли, Украина не смогла создать реальную экономическую самостоятельность. Продукция украинской промышленности не была конкурентноспособна на мировом рынке. Полностью остановилось в 1994 году украинское автомобилестроение - из-за отсутствия спроса на "Запорожцы".

Исчез спрос на сделанные в Украине телевизоры, фотоаппараты и другие высокотехнологичные товары, выживавшие на "советском" рынке. Приняв утопическую конституцию унитарного государства, каковым страна не являлась, и наделив президента страны почти диктаторскими полномочиями, Украина уже с 1992 года стала жить в долг, рассчитываясь с партнёрами по СНГ искусственными "безналичными" рублями, которые она же и создавала в любых объёмах - погубив инфляцией первоначально общую для СНГ денежную систему.

Обложка книги "СССР. Последние годы жизни", 2009 год. Фото: архив журнала "Родина"

Сменившие в 1993 году "безналичные" и наличные рубли украинские карбованцы печатались в Киеве опять-таки в неограниченных количествах. В межгосударственных расчётах, даже в СНГ, карбованцы не принимались. Инфляция превышала 1000 процентов в год и была в 1995 году самой высокой в мире. К концу 1995 года обменный курс доллара к карбованцу составил 1 к 200 тысячам, что вызвало необходимость новой финансовой реформы. Введённые в оборот гривны печатали уже в Канаде.

Почти все прибыли в промышленности, приватизированной закрытыми административными методами, создавшими слившуюся с властью и с Верховной Радой олигархию, переводились в доллары и оседали чаще всего на секретных оффшорных счетах. Почти никто не платил налогов. Не обновлялась созданная в УССР инфраструктура городов. Колхозы и совхозы ликвидировали, а их земельные владения роздали мелкими "паями" сельским жителям, включая учителей, медсестёр и пенсионеров, которые не могли её обрабатывать и сдавали в аренду. При этом купля-продажа земли, необходимая для создания крупных фермерских хозяйств, была запрещена. Заводы по производству удобрений чаще всего продавали продукцию на мировом рынке, а не в собственной стране. Особенно сильно от ликвидации крупных хозяйств пострадало животноводство. Поголовье всех видов скота уменьшилось за 20 лет в 4-5 раз.

Бюджет Украины стал отрицательным, особенно резко после "Оранжевой революции" 2004 года. В 2008-м доходы бюджета составляли 229 млрд гривен, а расходы - 490 млрд, баланс внешней торговли также был негативным (экспорт - 67 млрд долларов США, импорт 85 млрд (таковы данные статистических ежегодников Британской энциклопедии по материалам ООН). В 2013 году расходы бюджета всё ещё превышали доходы на 49 млрд гривен, только до 9 млрд долларов сократился годовой дефицит внешней торговли. Возникавшие дисбалансы по-прежнему покрывались внешними займами и печатным станком, создавая новую инфляцию. Курс доллара к гривне, составлявший 1 к 2 в 1997 году, достиг 1 к 9 в 2013-м и 1 к 12 в начале 2014-го. Уже к декабрю 2012 года колоссальный внешний долг Украины, максимальный среди стран СНГ, привёл к реальной угрозе дефолта. Именно на этом фоне и стали развиваться протестные события на майдане в Киеве.

К ноябрю 2013 года Украине для расчётов по внешним долгам были срочно необходимы уже не новые кредиты, а наличная валюта, причём в очень больших, миллиардных суммах. Такую немедленную помощь без кабальных условий могли предоставить только Россия или Китай, к которым и обратился президент Виктор Янукович. Выделение Россией немедленной финансовой помощи не помогло - в итоге радикализации протестов последовал вооружённый переворот в конце февраля нынешнего года. Смена власти в стране была, по-видимому, основной целью революции, приобретавшей антироссийский характер.

Этот уникальный кризис имел много разных причин, включая простую некомпетентность и коррупцию властей на всех уровнях и обогащение нового класса олигархов, который контролировал не только экономику, но и политику страны. У них и у их спонсоров в западных странах не было намерения выходить из кризиса с помощью России и Таможенного союза. Одной из важных причин кризиса являлся и тот простой факт, что, обретя независимость и отказавшись от идеологии социализма, руководство страны стало решать не экономические, финансовые, производственные или аграрные задачи (требовавшие роста производительности труда и углубления теперь уже добровольного сотрудничества и торговли с Россией и с остальными членами СНГ), а сосредоточилось главным образом на конфликтных политических, этнических, лингвистических и исторических проблемах. Теперь такие страсти постоянно подогревались и вспыхивали в мультиэтничной Украине; пытались поскорее создать какие-то собственные исторические, патриотические, культурные или религиозные ценности, стали переписывать историю и вспоминать старые обиды не только от Ленина и Сталина, но и от российских царей. В Киеве торопились отказаться не только от общей с Россией и с СССР истории и культуры, но даже и от русского языка - имевшего международный статус и доминировавшего в южных и восточных областях.

Обложка книги "Расколотая Украина". 2007 год. Фото: архив журнала "Родина"

"Заграница нам поможет" - эта надежда превратилась в уверенность, в основном благодаря американским, польским и литовским обещаниям. Главная программа второго президента Украины Леонида Кучмы была изложена в его книге: "Украина - не Россия", утверждавшей превосходство украинцев над русскими почти во всех отношениях. Однако Кучма, знавший русский язык лучше украинского, всё же признавал, что жители западных областей Украины и жители её юго-восточных регионов не составляли единой нации ни по языку, ни по культуре, ни по историческому развитию и ценности. Примитивный украинский национализим, нередко перемешанный с русофобией, стал развиваться в основном в западных областях, которые в прошлом входили в состав Румынии, Австро-Венгрии, Польши и Чехословакии. Конфликт между юго- восточными и западными областями Украины был во многом похож на антагонизи между Сербией, Боснией и Хорватией в искусственно созданной в 1918 году Югославии (хотя их народы имели общий язык).

Несостоявшиеся государства (Failed state)

После окончания Первой мировой войны страны-победители, главным образом Франция, Великобритания и США, начали перекраивать карту мира, в основном, естественно, в свою пользу, не считаясь при этом с этническими, историческими и религиозными факторами. Возможность в новых странах часто лишённых необходимых ресурсов - внутренних и внешних конфликтов предусматривалась. по-видимому, намеренно, так как это делало их более послушными и безопасными для стран-победителей. На картах Европы и Ближнего Востока появилось много новых, но слабых государств и протекторатов, созданных за счёт территорий Германской, Австро-Венгерской, Российской и Османской империй. Часть африканских и азиатских колоний поменяли своих хозяев.

После окончания Второй мировой войны, неизбежность которой, по мнению многих историков, была заложена уже в несправедливостях Версальского договора, карта Европы была снова пересмотрена победителями. Основными на этот раз были территориальные компенсации Польше, Чехословакии, советским Литве и Украине. Потеряв часть своей приднестровской территории в пользу недавно созданной Молдавской ССР, УССР расширялась на запад за счёт тех провинций Польши, Чехословакии, Венгрии и Румынии, в которых проживали этнические украинцы, независимо от их религиозных, политических, лигвистических, культурных и исторических предпочтений. Территория Польши расширялась на запад и север за счёт провинций Восточной Германии.

Не все из государств новой Европы оказались стабильными. Первым распался на две части, греческую и турецкую, Кипр. В 1993 году Чехия отделилась от близкой к ней по языку и культуре Словакии, но без конфликтов. Дезинтеграция Югославии на 6 (без Косова) самостоятельных государств происходила, однако, долго и мучительно, с военным вмешательством стран НАТО. Разделы территорий произошли в Азербайджане, в Грузии и в Молдове.

Стабильность Украины, чья новейшая государственность возникла лишь в 1917 году, имевшей на своей территории пять основных религий (православие, униатство, католичество, ислпм и иудаизм), пять языков с региональными диалектами и множество областей с самостоятельными историческими корнями и с разным менталитетом населения, менявшей границы много раз и в разное время, могла быть сцементирована лишь экономическим процветанием и федерализацией. Пример США, ФРГ, Бельгии или Швейцарии, создавших единые нации не за счёт языков, религий и этнических факторов, а за счёт общей экономики и демократической самостоятельности субъектов федераций, мог быть полезным и для Украины.

Обложка книги "Хрущев у власти". 1976 год. Фото: архив журнала "Родина"

Однако неожиданно подаренный Украине в 1954 году Хрущёвым русский Крым, жемчужина всего Советского Союза, нарушил и без того трудный процесс консолидации Украины и несправедливо лишил весь русский народ и Российскую Федерацию их важнейшей исторической гордости, уходившей в глубину веков. Полное освобождение России от монголо-татарского ига, как мы знаем, заняло столетия и завершилось лишь в конце XVIII века победными войнами России с Османской империей и вассальным турецкому султану Крымским ханством, армия которого в один из своих набегов на Россию сожгла Москву и угоняла десятки тысяч русских мужчин и женщин в рабство. От набегов из Крымского ханства, главный доход которому приносила работорговля, страдали запорожцы, поляки и весь юг России, Казачество, донское и запорожское, возникло как ответ на эту угрозу. Как известно, знаменитая кремлёвская "Царь-пушка" весом в 2400 пудов была отлита в 1586 году при царе Фёдоре Ивановиче именно для защиты от набегов крымских татар.

Многие считали, что "крымский подарок" Хрущёва в едином Советском Союзе был лишь пустой формальностью, который не отразился на судьбе самого "советского" Крыма. В действительности это было далеко не так.

Немного о легальности

Идея передачи Крымской области РСФСР в Украинскую ССР возникла у Хрущёва в сентябре 1953 года при посещении северной, степной части полуострова. Северо- Крымский канал для орошения степной северной части Крыма днепровской водой построили только в 1961-1971 годах. В 1953-м же белорусские и смоленские крестьяне, которых привезли сюда совсем не добровольно ("пригнали!") кричали на стихийной демонстрации протеста: "Засуха замучила! Картоха не растёт! Коров нечем кормить, молока нет!" Подробности этого протеста, сильно рассердившего Хрущёва, были описаны его зятем Алексеем Аджубеем в 1992 году в № 6 журнала "Новое время". Виноградники выселенных крымских татар высохли, табачные плантации следовало обрабатывать мотыгами и собирать листья вручную. Среди послевоенных переселенцев преобладали женщины, дети и старики. Нужда была сильная.

Хрущёв полагал, что украинцы степного юга лучше справятся с освоением крымских степей. Но и украинские крестьяне не были рады перспективам освоения крымских степей и не торопились ехать в Крым реализовывать полученный "подарок", во всяком случае, в его степной части. В это время Хрущев ещё не был полновластным лидером страны, главный тогда в СССР пост председателя Совета министров занимал Георгий Маленков. Лаврентий Берия, отменивший в 1953 году многие "великие стройки" (среди которых был и Северо-Крымский канал), находился в заключении и в декабре был расстрелян. Но Хрущёв всё же настоял на своём.

Юридическое решение о передаче Крымской области Украинской СССР было принято указом президиума Верховного Совета (ВС) РСФСР 5 февраля 1954 года. Кворумов на заседаниях президиумов ВС почти никогда не было, опросы многих членов проводились по телефону без обсуждений. Этот указ не был, однако, законным. По действовавшей в то время Конституции РСФСР 1937 года президиум ВС РСФСР не обладал полномочиями для изменения границ республики. Текст этой Конституции, в котором перечислялись все административные единицы, включая Крымскую АССР, гласил, что президиум ВС РСФСР в период между пленарными сессиями ВС "может толковать законы, созывать сессии, производить всенародные опросы (референдумы), отменять постановления СНК РСФСР, освобождать наркомов СНК РСФСР и т. д.". Изменений границ РСФСР среди этих полномочий не было. Не было таких полномочий и у президиумов Верховных Советов СССР и УССР. Передача Крымской области в другую республику требовала изменений в конституциях СССР, РСФСР и УССР и могла быть законно решена лишь референдумом населения Крымской АССР либо населения всего РСФСР.

В марте 1954 года такой референдум никто не стал проводить. Советский Союз не жил тогда по законам и конституциям и не был правовым государством. Все решения принимались партийными лидерами. В итоге референдум о статусе Крыма состоялся лишь через 60 лет, 16 марта 2014 года. В отличие от Всеукраинского референдума 1 декабря 1991 года голосовавшие ясно понимали последствия их ответов на два альтернативных вопроса…