По словам Мерца, Берлин зря отказывается от не раз звучавших из Парижа предложений начать переговоры о "европеизации" французского ядерного оружия. "Я хотел бы видеть такой стратегический диалог в Европе", - говорит он, отмечая, что главными в этом диалоге должны быть три вопроса: в какой степени Франция и Британия готовы расширить свои "ядерные зонтики" на Германию и весь ЕС, что они желают получить взамен и как будет выглядеть механизм принятия решений о применении этих обобществленных арсеналов?
Мерц не первый немецкий политик, кто требует собственного ядерного вооружения для ЕС, а возможно, и самой Германии. Совсем недавно с аналогичными заявлениями выступили занимающий пост глава минфина ФРГ и лидер Свободно-демократической партии Кристиан Линднер, а также вице-председатель Европарламента, социал-демократка Катарина Барли. Правда, ХДС/ХСС тогда занял несколько иную позицию. В ответ на высказывания Линднера и Барли отвечающий за внешнюю и оборонную политику зампред фракции ХДС/ХСС в бундестаге Йоханн Вадефуль указал, что для создания Евросоюзом собственного "ядерного зонтика" в настоящее время "нет ни политической, ни стратегической, ни технической и финансовой основы", а все дискуссии на эту тему "происходят в вакууме".
Но теперь, судя по всему, немецкие оппозиционные консерваторы изменили свое мнение и считают, что этот "вакуум" нужно как минимум заполнить реальными переговорами с Францией и Британией. Впрочем не исключено, что ХДС/ХСС намерен использовать "ядерную" тему и во внутриполитических целях - для атаки на канцлера Олафа Шольца и его кабинет в надежде спровоцировать очередной спор внутри правящей коалиции, так же, как это было с вопросом о поставках Украине ракет "Таурус". В отличие от коллег по правительству и соратников по партии, Шольц явно не желает затрагивать тему общеевропейского "ядерного зонтика" и на все вопросы об этом отвечает, что ядерных гарантий со стороны США и НАТО Германии с Евросоюзом более чем достаточно. И если дебаты о "ядерном зонтике" для ЕС разгорятся в правительстве и бундестаге, канцлер со своей сдержанной позицией опять окажется в позиции обороняющегося, что ХДС/ХСС, безусловно, только на руку.
Но как бы то ни было, то, что сказал сейчас Мерц, а до него Линднер, Барли и другие политики, - это не просто пустая риторика. Очевидно, что тема общеевропейского ядерного оружия в берлинских политических кругах, что называется, "висит в воздухе", а между основными партиями по этому вопросу постепенно начинает формироваться консенсус, который рано или поздно действительно может вылиться в переговоры с Парижем и Лондоном. Например, после следующих выборов в бундестаг, когда Шольца в кресле канцлера, что вполне вероятно, сменит тот же Мерц или кто-то еще из представителей ХДС/ХСС.
Почву для этого формирующегося консенсуса создают в первую очередь опасения по поводу возможной победы Дональда Трампа на предстоящих президентских выборах в США. Но даже если у власти в Вашингтоне останутся демократы, уверенность европейцев в предсказуемости американской политики и так уже порядком подорвана. В Германии и ЕС все больше осознают, что в будущем им, возможно, придется полагаться только на себя и ядерные гарантии надо будет давать тоже самим себе. В 2016 году, когда Трамп выиграл выборы в первый раз, немцы так же, как и сейчас, активно заговорили об общеевропейском ядерном оружии, но тогда это были исключительно экспертные рассуждения.
Теперь же к дискуссии присоединяются лидеры партий и представители правительства, выводя тему на принципиально иной уровень обсуждения. А дальше, если следовать логике, должны подключиться профильные министры и сам канцлер, действующий или будущий, после чего вполне могут последовать и конкретные решения.