Реди заинтересовался историей изобретения очков. В исследовании ему помогал другой итальянский естествоиспытатель и литератор Карло Роберто Дати. В результате появился труд: "Очки, являются ли они изобретением древности или нет?"
Франческо Реди и Карло Роберто Дати были первыми, кто попытался определить авторство изобретения, которое по праву считается одним из величайших изобретений мира.
Сегодня мы знаем, что самые древние оптические линзы из горного хрусталя были найдены при раскопках Трои. Считается, что они были изготовлены 4,5 тысячи лет тому назад, примерно в 2500 году до нашей эры. Столько же лет линзам из прозрачного кристалла, обнаруженным в развалинах дворца царя Нимрода, основателя Древнего Вавилона и легендарного строителя Вавилонской башни.
Но в середине XVII века, когда Франческо Реди и Карло Роберто Дати писали свой труд, Генрих Шлиман еще не раскопал Трою, а Роберт Кольдевей еще не обнаружил развалины древнего Вавилона. Так что два итальянских естествоиспытателя могли заглянуть в историю не дальше пьес Аристофана и трудов Сенеки. Там они обнаружили, что в качестве лупы для чтения использовались стеклянные стаканы и шары с водой.
Но ни шар, ни стакан, ни даже хрустальные линзы - это все-таки не очки. Так кто именно изобрел этот полезный оптический прибор? Где и, главное, когда?
Самые ранние упоминания очков - именно очков, а не просто приспособления для чтения, - Франческо Реди и Карло Роберто Дати нашли в манускрипте 1289 года и в проповеди брата-доминиканца Джордано да Ривалто.
"Не прошло и двадцати лет с тех пор, как было открыто искусство изготовления очков, призванных улучшить зрение. Это одно из самых лучших и необходимых искусств в мире. Как мало времени прошло с тех пор, как было изобретено новое, никогда не существовавшее искусство. Я видел человека, первым создавшего очки, и я беседовал с ним…"
Эту проповедь Джордано да Ривалто произнес во Флоренции 23 февраля 1305 года. Но он не назвал ни точной даты изобретения, ни имени изобретателя.
Франческо Реди и Карло Роберто Дати предположили, что очки были созданы где-то в промежутке между 1285 и 1290 годами. И приписали авторство ученому монаху Алессандро Спина из Пизы, о котором было известно, что он сам научился собирать очки и учил этому других.
Работа Франческо Реди и Карло Роберто Дати пролежала в архивах почти 250 лет. Вопрос о приоритете изобретения очков за это время ни разу не поднимался, поэтому имя ученого монаха из Пизы было мало кому известно.
В конце XIX века немецкий историк Юлиус Хиршберг написал книгу об истории офтальмологии. В эту книгу он включил исследование Франческо Реди и Карло Роберто Дати. Тут-то и начались настоящие гонки за приоритет.
Поскольку с 1899 по 1918 год книга Хиршберга переиздавалась несколько раз, то в той части Европы, которая говорила и читала по-немецки, изобретателем очков стали считать Алессандро Спина.
А в самой Италии историки называли совершенно другое имя - стекловара из Флоренции Сальвино Армати. Исследователям удалось раскопать старую легенду, которая гласила, что в 1285 году стеклянных дел мастер Армати, страдавший дальнозоркостью, заметил, что капля застывшего стекла увеличивает и приближает изображение предмета. Тогда Армати начал экспериментировать. Он изготовил из стекла несколько выпуклых линз. Подобрал ту пару, через которую ему было лучше видно, придумал, как соединить эти линзы, как закрепить их на голове перед глазами. И тут произошло "чудо прозрения".
Горожане обвинили Армати в том, что он посягнул на Господа, ведь творить чудеса не дело простого смертного. А очки, которые изобрел стеклодув, назвали "дьявольскими стеклами". Небесная кара, как считали горожане, не заставила себя ждать. Сальвино Армати погиб от удара молнии.
По другой версии Сальвино Армати дожил до 72 лет и умер только в 1317 году, успев изготовить великое множество пар очков для своих земляков. Желание "прозреть" у многих современников Армати, страдавших дальнозоркостью, оказалось сильнее страха перед небесной карой.
Итальянцы Алессандро Спина и Сальвино Армати достаточно долго делили пальму первенства в деле изобретения очков. Но тут в спор за приоритет вступили англичане.
Выяснилось, что еще в 1268 году английский ученый Роджер Бэкон написал про увеличительные линзы, которые исправляют зрение: "По этой причине этот инструмент очень полезен для пожилых людей со слабым зрением, так как он позволяет увидеть любую букву, какой бы маленькой она ни была…"
Информацию о Роджере Бэконе раскопали в архивах не историки, а журналисты. Поэтому серьезные ученые назвали ее фальсификацией. История английского ученого XIII века, тем не менее, продолжала обрастать подробностями. И вот уже в печати появились данные о том, что Бэкон, путешествуя по Италии, подарил пару очков своему другу. Потом уточнили: не просто подарил, а дал, как образец и научил делать очки. Чуть позже выяснилось и имя друга - Алессандро Спина.
Отсюда следовал логический вывод: делать очки итальянского монаха научил англичанин. И поэтому родина очков на время переместилась с Апеннинского полуострова в туманный Альбион. Но ненадолго.
К биографии Роджера Бэкона наконец-то проявили интерес историки и очень быстро выяснили, что английский ученый узнал про "полезные линзы", прочитав латинский перевод книги арабского историка Ибн Аль Хайсама. Книга называла "Китаб аль-маназир" ("Книга оптики") и была написана в Х веке!
Уроженец Басры Ибн Аль Хайсам был выдающимся математиком, физиком, астрономом, врачом и философом. Аль Хайсам первым объяснил феномен зрения как процесс, при котором лучи света, поступающие в глаз, формируют изображение внутри хрусталика. Аль Хайсам также первым разработал концепцию бинокулярного зрения, то есть, видения двумя глазами.
Особое место среди трудов Аль Хайсама занимала "Книга оптики". В ней он продолжил исследования Евклида о природе света, изучив законы прямолинейного распространения света, законы отражения и преломления.
Получается, что исследования Ибн Аль Хайсама в области линз на три века старше аналогичных работ европейских ученых? Но дальнейшие изыскания показали, что не все так однозначно. Потому что Ибн Аль Хайсам писал только про "полезные линзы". А прибор, похожий на очки, упомянул в своей поэме другой арабский автор XI века - поэт Ибн аль-Хамдис: "Хорошая помощь для пожилых со слабым зрением, так как возраст мешает читать. С ним линии становятся шире, как от воды набухает морской лук…".
Однако, и тут было свое большое "но" - Ибн аль-Хамдис был родом с Сицилии. А кроме него про очки, как про приспособление для коррекции зрения, никто в арабском мире не писал вплоть до XIV века.
В арабской литературе и поэзии, в исторических и научных книгах об очках заговорили уже после того, как кто-то из двух итальянцев - Алессандро Спина или Сальвино Армати - придумали, как закрепить две линзы на носу.
В 1985 году книгу Юлиуса Хиршберга об истории офтальмологии перевели на английский язык. Исследования Франческо Реди и Карло Роберто Дати стали известны буквально во всем мире. И, конечно же, спор о приоритете в деле изобретения очков вспыхнул с новой силой.
Теперь свои права на авторство одного из самых величайших изобретений мира заявили китайцы. В качестве доказательства приводилась цитата из книги "Разъяснение загадочных вещей": "Когда старые люди чувствуют головокружение, они надевают на глаза аи-таи и способны сосредоточиться, так как очертания букв приобретают четкость".
Первый вариант книги "Разъяснение загадочных вещей" был написан в 1240 году китайским философом Чао Цзи Ку. Правда, в более поздних вариантах книги содержалось уточнение: первые очки в Китае появились благодаря персидским и арабским купцам, привозившим в Азию товары из Западной Европы.
И мы опять вернулись в Италию.
Изготавливать стекло люди научились достаточно давно. Стеклянная посуда и стеклянные украшения были известны и древним египтянам, и древним финикийцам. Но стекло это было толстым и непрозрачным. Секрет тонкого, бесцветного прозрачного стекла был найден только в XIII веке в Венеции. Именно в Венеции или в Северной Италии, как считает большинство историков, и были изготовлены первые очки.
Когда и кем - неизвестно.
Может быть, монахом Алессандро Спина. Может быть стеклодувом Сальвино Армати. А может быть, другим мастером, чье имя не сохранила история. Но произошло это в конце XIII века. Потому что уже в 1300 году Венецианский государственный совет издал указ, по которому запрещалось употреблять для производства очков плохое стекло. Только высочайшего качества - хрустальное.
И в том же 1300 году в уставе гильдии венецианских стекольщиков появилось разъяснение, из какого стекла нужно изготавливать так называемые "зрительные линзы".
Поначалу очки приравнивались к драгоценностям. Их включали в свои завещания короли и князья. Состоятельные люди зачастую носили очки не по необходимости, а из тщеславия и желания блеснуть своим богатством.
Кстати, некоторые художники того времени изображали персонажей исторических полотен в очках. Но это вовсе не означало, что у героя картины слабое зрение. Очки в данном случае выступали символом власти, славы, мудрости или подчеркивали исключительность персонажа. В результате очками обзаводились святые, апостолы и герои библейских сюжетов. Как, например, один из персонажей картины немецкого художника Лукаса Кранаха Старшего "Христос и блудница".
Из атрибута власти, славы и богатства очки превратились в средство для коррекции зрения только в XV веке. Когда было изобретено книгопечатание и количество образованных грамотных людей увеличилось на порядок.
Первым научно достоверным свидетельством использования очков для близорукости считается портрет Папы Льва Х, выполненный Рафаэлем. Папа Лев Х в очках не читал, он ходил в них на охоту, которую очень любил. К тому времени очки уже научились крепить на голове с помощью ленты или кругового шнурка.
Кстати, на разработку механизма крепления ушло гораздо больше времени, чем на изобретение самих очков. Самые первые очки нужно было держать перед глазами за арочную дужку переносицы. В XIV веке изобрели монокль - линзу на длинной ручке. Но это была помощь только для одного глаза. В XV веке появился лорнет - комбинация очков и монокля. Потом придумали металлический обруч, который надевался на лоб или прикреплялся к шляпе. Чуть позже вместо металлического обруча стали использовать кожаный шнурок. И только в XVII веке появились заушины и очки приобрели современный вид.
По статистике близорукостью страдает каждый третий человек в мире. И каждый второй пенсионер страдает дальнозоркостью. По некоторым данным 30% школьников не видят того, что учитель пишет на доске. То есть, в общей сложности по самым приблизительным подсчетам три миллиарда жителей земли - очкарики. Представим себе на мгновенье, какой была бы для них жизнь без очков. Так что очки, действительно, одно из самых величайших изобретений мира.
А кто их изобрел: монах Алессандро Спина, стеклодув Сальвино Армати или какой-нибудь другой неизвестный нам пока итальянский мастер XIII века, наверное, не так уж и важно. Главное, что изобрел. И спасибо ему за это.
***
Эта статья и многие другие материалы опубликованы на сайте © IPQuorum - первого в России издания о креативных индустриях и интеллектуальной собственности. IPQuorum - это новый формат работы одноименного международного коммуникационного бренда, который организует все самые яркие события мира интеллектуальной собственности и креативных индустрий в России, включая рынок LegalTech и сферы институтов развития.