Рассказы про королевские зарплаты скорее легенды, чем реальность
Алексей Зубец: Повышение налогов для сотрудников корпораций должно быть разумным
Одной из ключевых новостей последнего времени стало предложение Владимира Путина о введении той или иной формы прогрессивного налогообложения доходов физических лиц. По мысли президента, система налогообложения доходов, помимо своей основной задачи пополнения бюджета, призвана сокращать неравенство, причем не только среди населения, но и среди субъектов РФ. При этом малоимущие граждане, а также семьи с детьми, особенно те, у кого недостаточные доходы, должны почувствовать снижение налогового бремени, которое должно быть перераспределено в сторону имущественных групп с более высокими личными и корпоративными доходами.

Задача, которая поставлена президентом, вытекает из требования справедливости, которое свойственно российскому национальному сознанию. Согласно исследованиям World Values Survey, 82% россиян полностью или в основном согласны с тем, что одна из основных задач современного демократического государства состоит в налоговом перераспределении доходов от богатых к бедным. С другой стороны, среди россиян нет стремления к "уравниловке". Как показывает то же исследование, более половины населения уверены в том, что высокие доходы приемлемы, если они опираются на личное упорство и инициативу в труде. И правительство, когда оно будет представлять предложения по реформированию налоговой системы, несомненно будет учитывать эти обстоятельства, равно как и предшествующий опыт налогообложения по прогрессивной шкале в 90-е годы.

А опыт этот был, надо сказать, скорее негативным.

Я начал свою трудовую карьеру в 90-е годы в страховом бизнесе. Тогда очень многие компании совершенно открыто занимались так называемым "зарплатным" страхованием, основным назначением которого было снижение налогов. Открыто действовали сотни "стиральных машин", помогающих "отмывать" деньги и снижать налоги на доходы работников предприятий. Понятно, что сегодня такой разгул псевдострахования невозможен. Однако у многих людей и предприятий имеются совершенно законные (ну или почти законные) инструменты налоговой оптимизации. Это, например, замена сотрудников самозанятыми, или превращение подразделений в самостоятельные субподрядные компании, пользующиеся упрощенным режимом налогообложения - искусственное дробление бизнеса. А еще можно превратить зарплаты в социальные пакеты, включаемые в себестоимость продукции и не попадающие под налогообложение доходов, как например, добровольное медицинское страхование. Или выплачивать зарплаты ценными бумагами и прочими другими хитрыми способами.

Понятно, что такие операции могут показаться налоговикам сомнительными, однако далеко не всегда существует возможность доказать факт ухода от налогов. К тому же, борьба за выведение уклонистов "на чистую воду" тоже стоит денег и больших человеческих ресурсов. Поэтому реформирование налогообложения физлиц необходимо проводить аккуратно, чтобы не напугать налогоплательщиков и не толкать их к обходу новых налоговых правил. В противном случае издержки на сбор налогов превысят дополнительные доходы казны.

Есть и еще обстоятельство, которое следует учитывать. Опыт западных стран, где существует прогрессивная шкала налогообложения, показывает, что очень часто расчет налогов и заполнение деклараций превращается в сложную задачу, недоступную для простого человека. Это делает необходимым обращение к налоговым консультантам, которых там великое множество. И это тоже статья непроизводительных расходов, ложащихся на экономику.

При этом надо иметь в виду, что прогрессивная система налогообложения в нашей стране уже фактически действует с ноября 2020 года. Тогда президент подписал закон о повышении ставки НДФЛ до 15% для лиц, имеющих совокупный годовой доход более 5 миллионов рублей. Это повышение ставок не привело к тому, что получатели высоких доходов стали прятать деньги. То есть незначительное повышение ставки, особенно если оно идет на социально значимые цели, такие как лечение тяжело больных детей, приемлемо для населения. Дальнейшее повышение ставки, если оно будет социально обоснованным и не слишком значительным, я уверен, вызовет то же самое отношение со стороны плательщиков - признание и принятие.

Президент совершенно верно отметил, что дополнительный вес в налогообложении должен прежде всего распространяться на сотрудников крупных корпораций, имеющих высокие доходы. Логика такого предложения понятна: в крупных компаниях существует высокая налоговая дисциплина, которая не позволит заняться оптимизацией налогообложения. Но, с другой стороны, сегодня в крупных компаниях, которые я знаю, доходы сотрудников далеко не всегда сверхвысокие. Рассказы про королевские выплаты скорее легенды, чем реальность. Поэтому повышение налоговой ставки для них должно быть разумным и щадящим.

Если удастся соблюсти перечисленные ограничения, вытекающие из реалий российской экономики, тогда да, введение повышенных налогов для состоятельных и налоговых вычетов для бедных будет воспринято населением как справедливое решение, не нарушающее общественного баланса.

Алексей Зубец
профессор Финансового университета при Правительстве РФ
Поделиться