"Мы поняли, что показываем не только предметы изобразительного искусства, от книжной графики и эмали до широкоформатных полотен, во многом, мы прослеживаем отношение русских людей к миру", - говорит заведующая отделом экспертизы и искусствоведческих заключений Музея Рублева Жанна Белик, и тут же добавляет: Надеюсь слово мир наши зрители поймут в самом широком смысле.
Оказывается, на Руси о сотворение мира задумались лишь при Иване III, и то, потому что того требовала тогдашняя геополитика, страна росла и крепла, и нужно было доказывать свое право на ведущую роль во вселенской истории. Тогда же набирала обороты концепция "Москва- третий Рим" и убеждение, что Русь - ровесница мироздания. А до этого, уверяют кураторы, русских волновали темы личного спасения, а иконописцев же больше привлекали сюжеты Нового Завета, особенно те, что рассказывают о Богородице.
Первая попытка поговорить о сотворении мира встречается в Толковой Палее 1477 года, а первая русская икона на эту тему появляется в Благовещенском соборе московского Кремля. Такие сокровища в Музее Рублева, конечно, не представлены, из последней четверти XV века здесь "Святая Троица".
Вокруг этой иконы столько загадок, что экскурсионные группы задерживаются у нее минимум на полчаса. Она написана примерно через семьдесят лет после рублевской "Троицы", и нет никаких сомнений, уверены кураторы выставки, что неизвестный художник копировал шедевр знаменитого мастера. Здесь все то же Совещание о намерении сотворить мир ангельский и человеческий. Вот только на рублевской иконе на столе одна Чаша, а у копииста - три. Как это понимать?
"Если вспомнить описания реставраторов, что изучали первоисточник, то чаша там действительно есть, но весь остальной стол - не сохранившаяся живопись, - рассказывает любопытным Жанна Белик. - Может быть, изначально на столе находилось еще что-то, но не дошло до наших дней?".
Куратор не утверждает, она задает вопросы. Их по ходу выставки зрители будет еще много. Музей Рублева - одно из тех мест, где готовых ответов давать не любят, провоцируют на размышления.
Самое запоминающиеся в экспозиции - восемь крупноформатных эскизов к росписям сводов боковых нефов Владимирского собора в Киеве. Их создали Вильгельм Котарбинский и Павел Сведомский в 1887-1895 году. С тех пор, как росписи с картона перекочевали в подкупольную часть собора, никто из людей так близко их разглядеть не мог, а эскизы хранились в частных коллекциях. По всем статьям их показ в Музее Рублева - событие сенсационное.
Семь дней творения здесь - не что-то скучное и дидактическое, это буйство красок и широта взгляда: босоногий Бог, радуги, птицы, пальмы, бурные воды, напоминающие Днепр весной, красные сапожки а ля палех у ангелов… Есть изображение планет и всей солнечной системы - буквальное понимания создания небесных светил. Влияние Византии, итальянских мозаик, народных промыслов, русской академической школы и набирающего в ту пору модерна добавляют работам Котарбинского-Сведомского вполне читаемые метафоры об устройстве мира - все новое, конечно, хорошо, но без преемственности никак.
На это же намекают и копии с фресок Дионисия в Ферапонтовом монастыре - они как раз напротив киевских нефов. Копии эти сделаны знаменитым советским художником Николаем Гусевым, он же позволил рассмотреть нам Рублева, сделав точные копии стенописи Успенского собора во Владимире.
Из 20 века в экспозиции, охватывающей почти полтысячи лет осмысления первозданного мира, - "Архангел Михаил" Михаила Нестерова, датируется 1922 годом.
"Как известно из церковного предания - Архангел Михаил должен спасти мир, даже тех, кто прибывает в муках, и важно, что Нестеров обращается к нему именно в сложный момент нашей истории", - отвечают в музее.
Всего на выставке более 50 работ. За каждой, как водится, свой сюжет и свой подтекст. В проекте Музея Рублева "Сотворение мира" не только сама выставка, но и лекции, а также концерты духовной и инструментальной музыки, ближайший намечен на 24 марта. Экспозиция работает до 2 июня.