Названы перспективы взаимодействия налоговых органов и банков для сокращения издержек бизнеса

Важные вопросы, связанные с перспективами взаимодействия налоговых органов и банков для сокращения издержек бизнеса, были затронуты в ходе расширенного заседания коллегии ФНС России, на котором присутствовали представители Налоговой службы, Минфина РФ, общественных организаций и бизнеса.

Темой панельной дискуссии стали перспективы по сокращению издержек бизнеса за счет использования новых технологий. Так, на мероприятии в режиме реального времени меньше чем за час Елена Рыбакова стала индивидуальным предпринимателем с помощью сервиса "Старт бизнеса онлайн". Этот комплексный сервис, который запущен в качестве эксперимента 1 марта, дает возможность в электронном виде подать документы в налоговую на регистрацию бизнеса, а также получить электронную подпись и открыть банковский счет.

"Именно такие решения, когда несколько услуг сведены в одну точку, позволяют бизнесу сразу начать зарабатывать, а не думать, как настроить взаимодействие с государством", - отметил руководитель ФНС России Даниил Егоров.

Он напомнил, что в данном эксперименте уже участвуют Промсвязьбанк, ВТБ, Газпромбанк и Сбер, и на очереди еще восемь банков. Причем это онлайн-регистрация не только бизнеса, но и автоматом открытие счета. "Там же пакетом идет выбор налогообложения, там же у нас есть подбор типового устава, все это превращается в пакетное решение", - пояснил глава ФНС России.

Генеральный директор Центра биометрических технологий Владислав Поволоцкий, в свою очередь, отметил, что к единой биометрической системе уже подключились около 180 банков, что означает около 12 тыс. отделений банков, где можно прийти и сдать очно изображение лица и запись голоса.

Поволоцкий подчеркнул, что уже сегодня можно заменить любой очный визит на дистанционный. "Полное управление своей биометрией вы можете осуществлять на госуслугах в режиме одного окна. Каждый сервис дается только по согласию. Если смотреть на тенденцию популяризации, то мы видим ежедневно около 6 тысяч регистраций у нас в системе. В этом году в трех регионах в Челябинской, Липецкой и Ленинградской областях в МФЦ запускаем услугу обслуживания без паспорта", - отметил он.

Предприниматель, который 1 марта первым зарегистрировался с помощью сервиса "Старт бизнеса онлайн", открыл счет в Сбере. Об этом рассказал в ходе дискуссии заместитель Председателя Правления ПАО Сбербанк Анатолий Попов. Он объяснил, что скорость работы нового сервиса существенно упрощает жизнь начинающим предпринимателям - ведь им сложно разбираться в правовой казуистике. "Поэтому, когда мы обсуждали этот сервис, для нас было важно, как сделать так, чтобы это происходило в один клик, было понятно и удобно предпринимателю", - сказал Попов.

Заместитель председателя Промсвязьбанка Константин Басманов, в свою очередь, предложил включать новые регионы в эксперименты по тестированию различных сервисов, а также налоговых режимов. Он отметил, что в новых субъектах складывается уникальная ситуация: там цифровые сервисы можно внедрять гораздо быстрее. Басманов добавил, что там не было исторически накопленного опыта и все базы формировались с нуля. Он обратился с просьбой, чтобы налоговые режимы, которые Налоговая служба тестирует в РФ, были включены также в новых субъектах.

Басманов также высоко оценил работу ФНС по формированию реестра МСП в новых регионах. "Без этого бизнес не мог получить доступ к льготам", - отметил он.

Кроме того, за год 372 тысячи человек приняли участие в обучающих вебинарах и семинарах. Вице-президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" Сергей Лапенко обратился со словами благодарности к Налоговой службе за налаженную работу во всех четырех субъектах. Он подчеркнул, что та работа и те результаты, что уже есть, ощутимы для бизнеса.

"В декабре 2023 года мы наметили собрать самые острые вопросы, провели вебинары, полезно было предпринимателям послушать. Эта работа налажена, и здесь вопросов от бизнеса нет", - сказал Лапенко.

На сегодняшний день ФНС - это не просто получатель данных от банков, как это было еще несколько лет назад, а полноценный партнёр, наладивший двусторонний информационный обмен. Широкое использование API-интерфейсов позволяет перенести часть задач налогового администрирования в более привычную для бизнеса среду.

Первым таким совместным проектом стал налоговый режим для самозанятых, в котором работает более 9 млн человек, а следующим этапом стало внедрение в четырех пилотных регионах автоматизированной упрощенной системы налогообложения. Сейчас ее применяют около 15 тысяч предпринимателей.

По мнению заместителя министра финансов Алексея Сазанова, сейчас пришло время, чтобы расширять данный проект. "Необходимо тиражировать на большее количество субъектов, на всю Российскую Федерацию. Конечно, повышать заинтересованность налогоплательщиков в применении этого режима", - заключил он.