19.03.2024 19:00
    Поделиться

    Почему угрозы за помощь российским военным расследуют как простое хулиганство

    Уже было темно, когда волонтеры из подмосковных Люберец добрались до дома. Позади у них был очередной, уже 17-й по счету гуманитарный конвой в зону СВО. Теперь, наконец, можно было добраться домой, принять ванну, впервые за неделю нормально поужинать и завалиться спать.
    Начало пожара зафиксировали камеры видеонаблюдения.
    Начало пожара зафиксировали камеры видеонаблюдения. / Архив "РГ"

    Но так давно ожидаемый отдых прервал телефонный звонок: "Ребята, бегите, тут ваши машины горят!"

    Три машины действительно вовсю полыхали в гаражном "городке" на окраине Люберец. Там располагаются настоящие улицы из гаражей, которые начали строить еще в прошлом веке. В большинстве таких гаражей по всей стране, как и в Люберцах, по-прежнему живут автомобили, какие-то просто заперты, в том, у которого полыхали остовы транспорта волонтеров, был маленький автосервис. Вокруг этого сервиса осенью 2022 года и сформировалась группа неравнодушных мужиков, которая своим девизом взяла слова "Своих не бросаем!".

    Волонтерская группа родилась спонтанно и сама по себе - без чьих-то указаний и распоряжений: собрались четверо мужиков и договорились. У некоторых на новых территориях жили или воевали друзья и знакомые. И таких волонтерских групп по стране очень много.

    В самом начале СВО у наших военных ремонтников были проблемы с запчастями для поврежденной автотехники, большинство из которой ремонтируют на месте. И не сразу получилось тогда наладить логистику. Зачастую рембригадам не хватало каких-то совершенно копеечных мелочей, но из-за них все вставало. Те, кому было не все равно, уже здесь, в Люберцах, стали находить эти нужные запчасти либо у себя, либо у знакомых, а если нигде их не было - просто покупали сами. Потом отвозили запчасти в зону СВО и возвращались с новыми заказами. Там же видели, что местным жителям тоже нужно помогать.

    Так из месяца в месяц расширялась география помощи. Кроме военных, ремонтирующих пострадавшую технику, волонтеры из Люберец стали привозить грузы полевым госпиталям, местным детским домам, просто жителям, пострадавшим от бесконечных обстрелов.

    После каждой поездки на своем созданном для такой помощи сайте они обязательно рассказывали о проделанной работе, выкладывая то, что можно было показывать, и объявляли, что и кому еще нужно. На сегодняшний день у них сотни помощников.

    Как только набирался груз, мужики снова садились за руль и ехали по знакомому маршруту в любое время года. Спали в машинах или в развалинах, перекусывали чем придется, главное - довезти. Как-то они подсчитали: с осени 2022 года собрали и отвезли в зону СВО больше пяти тонн гуманитарного груза. За неделю до Нового 2024 года у них закончилась очередная такая гуманитарная поездка в ремонтную роту.

    Преступления против наших волонтеров неправильно считать обычным хулиганством. Фото: Архив "РГ"

    - На следующий день после пожара на мой телефон с неизвестного номера поступил звонок с пояснениями касательно поджога и угрозами, - рассказал корреспонденту "РГ" волонтер Николай. Неизвестный мужчина объяснил ему, что поджог был совершен из-за того, что волонтеры занимаются гуманитарной помощью, и что эта акция поджигателей - только начало. Дальше были угрозы не только самим мужикам, но и их семьям - женам и детям. Звонивший вальяжно объяснил, что только на поджоге они не остановятся. А себя назвал партизаном.

    На место поджога оперативно приезжала местная полиция. Сами волонтеры отнесли в полицию заявление. Его приняли. Дали талончик (КУСП 2486 от 28 декабря 2023 года). На том все и закончилось.

    Звонки с угрозами после пожара пошли волонтерам регулярно и идут до сих пор. Номера - разные, голос и угрозы - одинаковые

    Уточним - это было три месяца назад. А такие талончики "живут" всего месяц. Потом либо возбуждается дело, либо дается заявителям ответ, что это не преступление. Но до сих пор люберецкая полиция на связь с пострадавшими не выходила. Они сами пытались выяснить, дали ли делу ход, но так ничего и не узнали.

    А вот дальше было интересно. Звонки с угрозами после пожара пошли волонтерам регулярно и идут до сих пор. Номера - разные, угрозы - одинаковые. Поджог зафиксировали камеры видеонаблюдения. Звонки с угрозами волонтеры аккуратно записали. Но, похоже, эту информацию у них брать правоохранители не горят. Оно и понятно - пока поджог расследуется, если расследуется, как "хулиганство". А вот эти съемки и записи (есть в распоряжении редакции) говорят совсем о другом, более серьезном составе преступления.

    Любопытно, что звонившие спокойно объясняют волонтерам, что даже если поджигателей вдруг и поймают, то радоваться не надо. Это "нанятые за деньги идиоты, которым вручили канистру и дали адрес". А еще эти, как они себя называют, "партизаны" объясняют, что начали войну с волонтерами по всей стране, потому как их "задача - остановить волонтерское движение", и что у них - длинные руки.

    Эти слова анонимов, конечно, можно расценить как дешевую похвальбу, если бы звонившие не перечисляли адреса, где что случилось с волонтерскими грузами. Так, сгоревший в регионе склад с гуманитарной помощью также назван в их списке. Мы узнали, факт действительно имел место, и это ЧП также не расследуется как терроризм.

    Схема, которую используют преступники, известна. На фронте у ВСУ дела плохи, поэтому пытаются хоть какую-то гадость сделать внутри страны. Находят запуганных, одураченных, глупых, жадных и за малые деньги предлагают им что-то кинуть, поджечь, сломать, заложить. И не важно, что таких граждан ловят пачками, это для врагов расходный материал - не жалко. Теперь добрались до волонтеров.

    До недавнего времени волонтерам только регулярно угрожали в соцсетях. Но последнее время угрозы перестали быть лишь словами, начались действия, и это нельзя не заметить. Когда кто-то поджигает релейный шкаф на железнодорожных путях или бросает бутылку с зажигательной смесью в здание военкомата, то из-за того, что это особые объекты, расследование подобных преступлений идет по другому ведомству, быстро и профессионально. Волонтеры "стратегическим объектом" формально не являются. Так не должно быть.

    Правда, испугать волонтеров до сих пор не вышло и вряд ли получится. Но можно ли давать фору тем, кто пытается запугать волонтеров, и расследовать такие преступления исключительно по мягкой "хулиганской" статье? И не замечать, что за такими пожарами и звонками стоят не хулиганские побуждения, а планомерная подрывная работа наших противников?

    В январе президент России призвал волонтеров не бояться поступающих им угроз. Он сказал на встрече с жителями Анадыря во время рабочей поездки на Чукотку, что авторам этих посланий с угрозами самим есть чего опасаться.

    Поделиться