Олег Владимирович, я помню, что в начале 2010-х годов интернет "взорвали" первые видео соревнований на силу удара - это был турнир "Панчер" в Санкт-Петербурге. В то время это смотрелось как шоу. Как возникла идея именно отдельных дисциплин бокса?
Олег Жадобин: Немного предыстории. Когда мы в 2011 году открыли "Академию бокса", то делали опрос среди людей, которые приходили к нам заниматься - какая причина их привела в секцию? 90 процентов из них ответили, что хотят поставить удар.
Познакомившись с производителями этих мешков-силомеров, мы провели первый пробный турнир в Москве. Был большой ажиотаж, пришло огромное количество участников. В итоге мы в своей работе стали использовать такие мешки-силомеры в специализированной подготовке боксеров и продолжили проводить турниры, крупнейший из которых - "Ударная десятка", ставший по сути чемпионатом многих промышленных предприятий России.
Кто в нем участвовал?
Олег Жадобин: В основном обычные люди, работники заводов. Сила удара - это такая доступная дисциплина, в которой может принять участие любой человек. В 2017 году мы провели два десятка турниров с общим количеством 7 тысяч участников, а в 2023 году это было уже более 80 турниров в 40 городах страны, в которых приняли участие 45 тысяч человек.
Сначала мы проводим отборочные соревнования на предприятиях, а потом лучшие из спортсменов приезжают в Москву на большой гранд-финал. Очень много турниров по силе удара проводила в регионах и Федерация бокса России.
Хочу отметить, что генеральный секретарь федерации Татьяна Кириенко и президент Международной Ассоциации бокса (IBA) Умар Кремлев внесли решающий вклад в признании новых дисциплин. Без них это было бы невозможно.
Расскажите для непосвященных, в чем суть новых дисциплин? С измерением силы понятно - чем больше килограммов выбьешь, тем лучше. А вот со скоростью - как я понял, здесь не все так просто. Это ведь не скорость и даже не скорострельность?
Олег Жадобин: Мы прекрасно понимаем, что у боксера удар должен быть точным, сильным и в то же время быстрым. А сила удара это скорость, помноженная на массу. Соответственно, во второй дисциплине определяются боксеры, которые будут бить и быстро, и сильно. Иначе говоря, каждый удар должен иметь определенный вес.
В этой дисциплине мы будем оценивать количество ударов за определенное время и их общий тоннаж. Окончательные правила соревнований дорабатываются.
На какой стадии вы сейчас находитесь?
Олег Жадобин: 29 января комиссия Минспорта России рассмотрела первый пакет документов, и они находятся на регистрации в Министерстве юстиции РФ. Сейчас мы занимаемся не только доработкой правил, но и классификацией разрядов, выработкой методики тренировок.
Параллельно с этим мы вносим изменения в федеральный стандарт вида спорта бокс - это очень важный документ. То, что мы сейчас утвердим, пойдет во все детско-юношеские спортивные школы бокса страны.
Секции по новым дисциплинам будут открываться при существующих боксерских ДЮСШ?
Олег Жадобин: Да, на первом этапе. Потом, возможно, откроются новые секции по конкретно этим дисциплинам.
Насколько они расширят рамки занимающихся боксом?
Олег Жадобин: Когда мы только начали регистрацию, мне позвонил парень из Екатеринбурга, организатор клуба бокса в колясках для инвалидов. Он сказал: "Олег Владимирович, вы не представляете, какая это для нас классная штука. В ринге мы соревноваться не можем, а вот бить по мешку - в этом и со здоровыми потягаемся".
"Фишка" этого турнира - доступность и массовость. И я уверен, мы найдем новых героев. У нас появятся новые лица, новые имена. С одной стороны будет развиваться массовый спорт, а с другой стороны - спорт высших достижений.
Одно будет дополнять другое. Человек из массового спорта, у которого получается, может начать соревноваться и перейти в разряд профессионалов. Кроме того, в большой спорт смогут вернуться боксеры, в том числе именитые, которые оставили ринг по состоянию здоровья.
Бойцы из других ударных единоборств смогут участвовать в ваших соревнованиях?
Олег Жадобин: Разумеется, мы приглашаем всех. Помните, как раньше все задавались вопросом: "Кто сильнее бьет - боксер или каратист?" Бойцы из кик-боксинга, тайского бокса, кудо, боевого самбо - всем двери будут открыты.
Представители каких видов спорта, кроме ударных единоборств, могут показать хороший результат?
Олег Жадобин: В первую очередь борцы, особенно самбисты. Выступая в ММА они отлично бьют оверхенд - удар, наносимый по широкой дуге с наклоном - его траектория в точности повторяет траекторию броска. Армрестлеры - у них сумасшедшие связки предплечья.
Толкатели ядра - их техника похожа на технику прямого боксерского удара. Волейболисты - они сильно хлыстообразно бьют по мячу, правда, ладонью, ну здесь поучатся кулаком. Хоккеисты-тафгаи - боевые, мощные ребята. Так что у новых дисциплин весьма широкая база.
За рубежом есть аналоги подобных турниров?
Олег Жадобин: Насколько мне известно, на национальном уровне - нет. Когда мы презентовали новые дисциплины на недавнем Всероссийском боксерском форуме в Серпухове, где присутствовали представители всех регионов, Умар Кремлев сказал: "После проведения чемпионата России мы выйдем и на международный уровень". Так что я уверен: мы и тут будем первопроходцами.
Что же касается производителей мешков-измерителей, которые есть на международном рынке, то и тут можно смело сказать, что наши отечественные - на голову выше. После того как Федерация бокса России сделала эти дисциплины официальными, ожидается рост развития индустрии оборудования для наших соревнований.
Что из себя представляет такой мешок?
Олег Жадобин: Мешок-силомер позволяет определять силу удара через измерение ускорения мешка в процессе удара за счет встроенного в него датчика - акселерометра, с последующим автоматическим расчетом силы. Выбитые килограммы появляются на ноутбуке для судей и на табло для зрителей.
Один и тот же мешок будет определять на силу и на скорость. Только режимы подсчета количества ударов и выбитых килограммов разные.
Это будет единый стандарт для всех регионов?
Олег Жадобин: Да, и по сути массовое производство. Есть компании, которые занимаются изготовлением мешков с акселерометром не первый год. Мы сейчас проводим мониторинг их продукции.
Наша задача стандартизировать и определить, насколько акселерометр является точным. Чтобы все соответствовало единому стандарту и все регионы были в равных условиях. Ведь пока производители разные - система оценки ударов и цифровые показатели тоже разные.
Однозначно мешки для проведения соревнований - от городского и до всероссийского и международного уровней - должны быть лицензированы Федерацией бокса России. А тренироваться, измерять свои показатели можно на разных мешках.
Какие удары разрешены на соревнованиях?
Олег Жадобин: Удары как в классическом боксе - все, которые разрешены правилами. Без разбега и без прыжков. Переносить вес с ноги на ногу можно.
Когда примерно по вашим планам вы выйдете на всероссийскую соревновательную сетку: район - город - область - федеральный округ - Россия?
Олег Жадобин: Думаю, на это уйдет год интенсивной работы. И, конечно, здесь очень большую роль будет играть фактор - как на местах эту инициативу поддержат.
Интерес регионов есть?
Олег Жадобин: Не то слово. Из региональных федераций бокса нам постоянно звонят и просят прислать нормативные документы, интересуются, где можно приобрести мешки. Вы не представляете, сколько я после всероссийского боксерского форума ежедневно получаю звонков из регионов. Приглашают презентовать новые дисциплины из Саранска и Петрозаводска, из Тольятти и Екатеринбурга.
После презентации в Серпухове мы провели мероприятие на форуме "Россия" на ВДНХ. Только что вернулись из "Сириуса", где на Всемирном фестивале молодежи участники могли измерить силу своего удара. Вчера проводили соревнования среди участников СВО. И везде у людей - азарт.
Кто-то из известных спортсменов заинтересовался новыми соревнованиями?
Олег Жадобин: Рой Джонс, Григорий Дрозд, Джефф Монсон, Александр Поветкин, Бату Хасиков, Константин Цзю, Олег Саитов, Денис Лебедев, Дмитрий Пирог, Султан Ибрагимов, Руслан Проводников, Дмитрий Кудряшов и многие другие. Некоторые из них не только посещали наши соревнования, но и сами приложились к мешку, как, например, Николай Валуев, который выбил 500 килограмм.
Удар - это природная особенность?
Олег Жадобин: Безусловно, и многие опытные тренеры вам это подтвердят. Приведу такой пример. Первый турнир мы проводили в 2012 году, его выиграл Дмитрий Спиричев. С тех пор ездит с нами на соревнования, делится секретами и обучает участников правильно бить. А когда известный телеканал спросил, откуда у него такая сила удара, он ответил: перешло по наследству. На его прадеда в лесу напал медведь, и тот его с удара завалил. Недавно в Серпухове Дмитрий выбил 745 килограмм и занял первое место в весе свыше 91 килограмма. Боксом он тоже занимается, но на уровне разрядника.
Еще пример. На турнире в Уфе два участника выбили одинаковый результат - 286 килограмм. Один из них был кандидатом в мастера спорта, а другой, как он сам сказал, "обычный слесарь". Чтобы выявить между ними победителя, устроили "перебивку". Весь завод собрался на это посмотреть. Подготовленный спортсмен не смог улучшить первый показатель. А рабочий, приободренный поддержкой, дошел почти до 400 кг. Но также безусловно и то, что любой удар можно улучшить с помощью специальных методик.
У кого в истории бокса был самый сильный удар? У Мухаммеда Али, Эрни Шейверса, Майка Тайсона?
Олег Жадобин: Сложно сказать, здесь можно только судить по количеству нокаутов. Потому что мешки, на которых они измеряли силу удара, разные, соответственно, и результаты показывали разные. И когда журналист, к примеру, пишет, вот, дескать, победитель того или иного турнира бьет, как Майк Тайсон, мне смешно. Если бы били по одинаковым мешкам, он бы и половины не выбил от того, что показывал Тайсон. Для этого и нужен единый стандарт измерения.
Самая амбициозная из ваших целей - какая? Организовать чемпионат мира?
Олег Жадобин: При такой поддержке - грех не ставить перед собой самые высокое цели. Конечно же, мы приложим все усилия, чтобы организовать чемпионат мира.
Но знаете, вы задали этот вопрос, а я вот что вспомнил… Недавно мы проводили соревнования для выпускников одного детского дома с инклюзивными особенностями. Поговорили о допустимых мерах самообороны, провели для них тренировку, померили силу удара. Представляли каждого участника, подчеркивали его значимость. Ребята почувствовали себя звездами, болели друг за друга.
Победителям мы подарили боксерские перчатки, в том числе и одной из девочек. Спустя минут пять ко мне подходит директор детского дома и с удивлением взволнованно произносит: "Олег Владимирович, я не могу понять, что случилось. Произошло настоящее чудо! Наша победительница очень замкнутая, она ведь молчала на протяжении очень долгого времени. А тут ее словно прорвало! Она начала говорить, у нее буря эмоций!"
Что же произошло? Мы просто дали ей поверить в себя, она оттаяла душой и раскрылась. Так что вся эта история не только про большой спорт.