Двухэтажный дом на Пушкина, 47, был построен в 1958 году. Капитального ремонта в нем никогда не было - ремонтировали только кровлю несколько лет назад. В здании два подъезда, 16 квартир. Взрыв в доме произошел 9 декабря 2022 года. В результате рухнул угол дома. Второй подъезд взрывом не затронуло. Все жильцы этого дома сразу же были эвакуированы. Люди разъехались кто по родственникам и друзьям, кто в пункты временного размещения. Жителям второго подъезда позже разрешили вернуться в свои квартиры. Всем пострадавшим выплатили по 100 тысяч рублей на семью и по 10 тысяч - на каждого человека, проживающего в этом доме.
Лишь спустя полгода после ЧП власти определились, что делать с домом и его жильцами. После нескольких экспертиз пришли к выводу о возможности его восстановления. При этом людей на время ремонта необходимо отселить: на этом настаивали и следователи, и мэрия. Однако жильцы второго подъезда переезжать в гостиницу маневренного фонда не хотели. Одни считали, что дом, как ни укрепляй, все равно останется опасным для проживания. Кого-то не устраивали предоставленные условия проживания: шестой этаж без лифта плюс, как выявила прокурорская проверка, "наличие в некоторых комнатах синантропных насекомых". Были и такие, кого все устраивало, лишь бы поскорее все связанное с ЧП закончилось. К слову, некоторые люди, потерявшие жилье в результате ЧП, живут в маневренном фонде с 2010 года: дом сгорел, власти обещали помочь, но на предоставлении комнаты в коммуналке все и закончилось.
- Было принято решение: дом восстановить. При другом развитии событий не было бы ничего, в том числе отремонтированных квартир, - пояснил "РГ" заместитель главы администрации Рязани Михаил Ромодин, подчеркнув, что восстанавливать решили под ключ, а могли бы и под черновую отделку.
В конечном итоге людей уговорили выехать из квартир. Все вещи за счет мэрии перевезли в выделенное для этого помещение, где они находились под охраной. Теперь опять же на бюджетные деньги завозят по мере готовности жилья.
- Работы внутри дома выполнены на 100 процентов. Людям ничего не мешает заезжать. За весь период был полностью усилен дом, на первом этаже залиты новые полы. Утеплили, оштукатурили и покрасили, - отметил Алексей Щегольков, прораб компании-подрядчика.
Михаил Ромодин рассказал, что подрядчик сделал очень большую работу. Так, чтобы укрепить фундамент, надо было выбрать значительный объем земли. Причем земляные работы пришлось выполнять вручную. В подъездах старые деревянные лестницы заменили современными бетонными, утеплили стены, даже внутренние перегородки усилили. Это помимо восстановления разрушенной стены и косметического ремонта в квартирах.
- В доме есть газ, электричество, тепло - все необходимое для жизни. Со всеми собственниками квартир обсуждались варианты планировки: подрядчики и делали типовое обустройство, и разрабатывали индивидуальные проекты, - поясняют в городской администрации.
Звучит многообещающе. Однако, как рассказал "РГ" Алексей Шувалов, поначалу жильцам действительно предлагали самим выбирать обои, плитку. Во втором подъезде, квартиры которого начали ремонтировать первыми, у кого-то именно так и было. "А у нас - фартук на кухне не у всех, обои - что осталось. Не хватило куска линолеума - взяли из другой партии другого оттенка. Но и с этим не спорим: мы столько терпим, пусть сделают хоть что-то", - вздыхает Алексей Шувалов. Впрочем, фартука на кухне нет и у Нины Снычевой, проживающей в "счастливом" подъезде. "А он же был!" - чуть не плачет женщина.
Справедливости ради надо сказать, что основные наиболее сложные и трудоемкие работы строители сделали качественно. В принципе, сделан хороший современный ремонт. Даже просьбы о некоторой перепланировке выполнены. Но, как говорится, дьявол кроется в деталях. Каждый, кто хоть раз делал ремонт, знает, что под конец наступает этап, когда вроде все сделано, но остались мелкие недоделки, оставленные на потом. И вот это, пожалуй, самый больной момент: времени на доделки требуется не так уж мало, да и денег уже нет. Но без этого ни один хозяин работу не примет.
А таких вроде бы мелочей набралось немало в каждой квартире. На чердаке труба отопления провисает. У одного сломан электросчетчик, у другого не работает сливной бачок, а то и вовсе унитаз забит песком. Там нет алюминиевого уголка на порожках, а пластиковые уголки на оконных и дверных порталах с одной стороны есть, с другой - нет. Тут у кого-то нет накладок на розетках. Или же ванну поставили, но не установили - шатается и по всему периметру отстает от стены. Как ею пользоваться? Вода же на пол польется! Есть похожая история и с батареей: привезли, но не установили, не подключили. У одних уже труба рванула.
- Мойка на кухне подключена и просто валяется на полу без тумбы, а сдавала я квартиру с тумбой. Это даже не смешно - это выглядит как издевательство над людьми. Тогда верните на место мою старую тумбу. Верните на место гардины в зал, кухню и ванную, а также шкафчик в ванную комнату. Мы договаривались после сдачи ключей о том, что строители откроют мою квартиру и все отвезут в ангар при переезде других жителей. Все это есть в переписке. В ванной комнате кран для воды есть только для ванны, а где раковина - стоит заглушка, - рассказывает Нина Геннадьевна.
Строители говорят, что та же тумба под раковину в смету не входит. Но так и на полу раковина уж точно не должна лежать. Есть и вопрос человеческих отношений: люди жалуются на откровенное хамство строителей. В ответ на просьбы и претензии жильцы частенько слышат: мол, мы вам сделали такой ремонт в квартирах, который сами бы вы не потянули, а вы еще и недовольны. Наверное, какие-то работы жильцы могли бы и в самом деле взять на себя. Да только в этом доме в основном проживают люди не очень-то богатые, в основном старики, живущие на пенсию. Им надо выкроить деньги не только на покупку каких-то деталей или материалов, но и на оплату работы: 83-летней бабушке и лампочку вкрутить проблема. Казалось бы, ну что тумба под мойку - старая наверняка при демонтаже просто рассыпалась, новая и стоит-то примерно полторы тысячи. Но та же Нина Снычева одна воспитывает несовершеннолетнего сына, и покупать ей, похоже, не только тумбу.
- На все один ответ: это не по проекту. А кто мне сделает сток воды для стиральной машины? Он же был! Я этот проект в глаза не видела. Лезу в долги, кредиты. Уже просто сил нет - ни моральных, ни физических, - вздыхает Нина Геннадьевна.
- Юридически все сделано. Индивидуально разбираемся по каждой претензии, - уверяет Михаил Ромодин. - Если строители выкинули тумбу - купят и поставят. Конечно, когда бабушка попросила о чем-то штукатура, а он ей в ответ нагрубил - это нехорошо. Но почему они это все говорят прорабу или журналисту? Заказчиком работ является администрация. Есть специальный чат, в котором мы общаемся с жильцами на протяжении всего ремонта. Я регулярно встречаюсь с ними, а от вас впервые слышу об отсутствии тех же накладок на розетки.
Есть и такой момент: жильцы просят выдать им документ о том, что дом безопасен для проживания. Как пояснил Михаил Ромодин, таким документом является акт приемки дома Стройконтролем, который выдается после проведения государственной экспертизы. Этот акт подтверждает, что дом безопасен, годен к эксплуатации и отвечает современным требованиям (собственно, для выполнения последнего пункта пришлось и стены утеплять, и лестницы менять).
Не согласен чиновник и с тем, что жители отказываются возвращаться в свои квартиры.
- Если перевезли мебель - значит, заселились. Большая часть жильцов это уже сделала. Мы же перевозим, так что можем точно отследить, сколько квартир уже заселились, - заметил Михаил Ромодин.
Конечно, постепенно люди возвращаются в свои жилища. Пытаются доделывать строительные ляпы. Но ведь и администрация города должна бы завершить последние штрихи для людей, а не для галочки. К слову, когда этот материал готовился, в одной из квартир на втором этаже замкнуло проводку. "Вот только пожара нам не хватало", - говорят жители многострадального дома.
Между тем
Сразу же после взрыва в декабре 2022 года СУ СКР по Рязанской области было возбуждено уголовное дело по статье "Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности". В октябре прошлого года дело было передано в Следственное управление УМВД, сообщили "РГ" в СУ СКР. Изменение подведомственности свидетельствует, что причиной взрыва стало отнюдь не плохое оказание услуг, но, вероятно, человеческий фактор.