России требуются квалифицированные монтажники лифтов

В последние полтора года в России была сложная ситуация с надзором и контролем в сфере лифтового хозяйства. Однако, к счастью, тенденция к сокращению количества несчастных случаев сохранилась. В 2023-м были зафиксированы пять смертельных эпизодов, связанных с лифтами (из них три - в жилых домах), и 23 аварии, повлекшие за собой травмы (из них в жилом фонде - 14).

Чтобы свести несчастные случаи и поломки к минимуму, нужно, чтобы в управляющих организациях был квалифицированный персонал для эксплуатации лифтов. Этот вопрос дискутируется давно. И нехватка такого персонала является глобальной проблемой отрасли.

Введение процедуры независимой оценки позволило хотя бы частично оценить качество подготовки тех сотрудников, которых задействуют при проведении работ на основных стадиях жизненного цикла лифта - к примеру, при монтаже или при техническом обслуживании.

Что мы увидели? Ежегодно в стране устанавливаются десятки тысяч подъемных механизмов, а подтверждают квалификацию лишь несколько тысяч специалистов, которые в этом участвуют. Так, по предварительным данным, в 2023-м в эксплуатацию ввели почти 42 тысячи лифтов. Это больше, чем в 2022 году, и немного недотягивает до рекордных 45 тысяч в 2021-м. И за тот же прошлый год мы имеем сведения о подтверждении квалификации около 2500 сотрудников, участвующих в монтаже. Сюда входят как специалисты по организации работ, технические директора, так и монтажники разного уровня квалификации, и наладчики лифтового оборудования, которые используются на финальной части пусконаладочных работ.

К сожалению, такого количества явно недостаточно. Особенно в отсутствие полноценного контроля со стороны государства над привлечением к монтажу лифтов только квалифицированного персонала. Мы по опыту знаем, что реально в подготовке и производстве монтажа используется примерно в два-три раза больше людей, но все равно это количество специалистов недостаточно для грамотной установки такого числа лифтов. Оно уже очень большое и имеет тенденцию к росту.

Нужно, чтобы в управляющих организациях был квалифицированный персонал для эксплуатации лифтов

В данный момент действующих свидетельств, выданных специалистам по сервису лифтового оборудования, у нас по стране около 12500. А в эксплуатации в России находится примерно 600 тысяч единиц такого оборудования.

Раньше кадры для монтажа и обслуживания лифтов готовили на базе учреждений среднего профессионального образования. В 2017-2018 годах монтажников исключили из перечня ввиду малого спроса. В результате сегодня основная нагрузка и ответственность за подготовку специалистов ложится на коммерческие учебные центры. Задумываться о пополнении пула квалифицированных рабочих должны крупные производители лифтов, крупные монтажные организации. Частично они этим уже занимаются. Но если бы появилась какая-то государственная поддержка, вопрос о восполнении дефицита специалистов сдвинулся бы с мертвой точки. Совет по профессиональным квалификациям лифтовой отрасли, подъемных сооружений и сферы вертикального транспорта готов предоставить для практических занятий экзаменационные площадки центров оценки квалификаций, которых аккредитовано около 170 по всей стране.

Что касается материальной составляющей сервиса - поставок комплектующих, - то здесь критических проблем не наблюдается. Два крупных зарубежных производителя ушли с рынка, но их российские активы были цивилизованно выкуплены "Метеорлифтом". В рамках переходного периода комплектующие на ходовые модели их подъемников продолжали поступать. Нужно отметить, что у подавляющего большинства крупных производителей лифтов основные поставки комплектующих шли из стран Юго-Восточной Азии, Китая и Турции. Отношения с теми заводами сохранились, то есть у российских предприятий отрасли есть возможность выхода на поставщиков, которые умеют делать нужные комплектующие и запасные части.

Сложности есть, конечно. Все стало намного дороже: и продукция, и логистика - в связи с удлинением цепочки поставок. Законов рынка никто не отменял, и при сокращении предложения оставшиеся игроки стремятся поднять цены. Наибольшие трудности отмечаются с системами привода лифта и дверей кабины, компонентной базы для электроники. Но существенные проблемы касаются лишь ограниченного числа лифтов (трех-четырех процентов) - с большими скоростями, большими высотами подъема и иными уникальными признаками. В этом случае решением становятся параллельный импорт и другие способы организации поставок запчастей.

Важно добиться, чтобы государство вело управляемую политику допуска поставщиков на рынок не только замены, но и монтажа лифтов в новом строительстве. Речь идет о том, что в стране проявляется неразумно большое число "производителей" лифтов. Так, в программе капремонта участвуют около 30 российских поставщиков. Это приемлемо. Но когда на рынке фиксируются более 150 производителей лифтов и из них 100 - это фирмы и фирмочки из других стран, нужно вводить какое-то регулирование, чтобы в будущем исключить ситуации, когда в одном доме установлены лифты разных производителей и невозможно найти запасные части для них.

У нас уже есть примеры качественной господдержки отрасли в новых условиях. Мы надеемся в итоге получить хорошее отечественное решение. А еще больше надеемся на то, что результаты разработки будут доступны для использования всем российским участникам рынка, без каких-либо заградительных мер.