Напомним, сменившие владельцев предприятия, которые теперь называются соответственно Автозавод Санкт-Петербург и Автомобильный завод АГР, готовятся возобновить массовый выпуск автомобилей. Вернувшийся в собственность государства (в лице ФГУП "НАМИ") Автозавод Санкт-Петербург будет выпускать машины под новым брендом Xcite. Первой моделью, поставленной на конвейер, должен стать кроссовер Xcite X-Cross 7 с "китайскими корнями" - эксперты без труда "узнали" в нем Chery Tiggo 7 Pro. Первенца обещали подробно представить публике еще в феврале, но этого не случилось, хотя начало продаж анонсировано на апрель.
В свою очередь, Автомобильный завод АГР начал выпуск автомобилей под общим названием Solaris, ранее принадлежавшим всего одной из моделей Hyundai. Теперь бренд расширен на всю линейку машин, прототипами которых стали автомобили Hyundai и Kia, выпускавшиеся в Петербурге. В серийное производство пойдут седан Solaris HS (бывший Hyundai Solaris), кроссовер Solaris HC (бывший Hyundai Creta), а также седан Solaris KRS (бывший Kia Rio) и кросс-хетчбэк Solaris KRX (бывший Kia Rio X). Цены на новинки, уже поступающие в дилерскую сеть компании "АГР", объявят в течение марта. Большинство специалистов ожидают их в районе двух миллионов рублей, что дороже продукции "АвтоВАЗа", но дешевле популярных китайских машин.
Хотя перезапуск двух заводов объявлен почти одновременно, их перспективы оценивают по-разному. Ведь за время простоя один из них успел перейти из рук в руки дважды. "Бывший Nissan по-прежнему загадка для многих - в прошлом году не получилось с проектом LADA X Cross, в этом году пока неясны перспективы бренда Xcite. Похоже, что по нему сроки сдвигаются", - говорит автомобильный эксперт Денис Гаврилов.
У предприятия группы "АГР", по его словам, более понятные перспективы на ближайшее будущее благодаря той базе, которая была создана на бывшем заводе Hyundai. "У нового бренда Solaris действительно есть планы выпустить 70 тысяч автомобилей на базе бывших Hyundai Solaris и Creta, а также KIA Rio. Но сроки будут растягиваться. Возможно, что на этот объем уйдет более года", - отмечает собеседник "РГ". Тем самым бывшие дилеры Hyundai получат прогнозируемую загрузку за счет поступления новых машин.
Если заявленные производственные планы будут исполнены, бренд Solaris вполне может попасть в топ-10 по продажам в Санкт-Петербурге уже в 2024 году. Эти машины понятны потребителю, хорошо знакомому с ушедшей модельной линейкой Hyundai, поэтому они будут более востребованы, чем тот же "Москвич" или китайские седаны В-класса, считает Денис Гаврилов. При условии выполнения производственных планов и регулярных поставках продукции в дилерскую сеть в этом году в городе может быть продано около двух тысяч машин марки Solaris. В прошлом году такого количества хватило бы для попадания в первую десятку продаж, должно хватить и в этом году.
Увеличение предложения новых автомобилей российской сборки открывает новые возможности перед автовладельцами. Многие из них в течение двух предыдущих лет, когда с российского рынка ушли популярные западные и восточные марки, заняли выжидательную позицию, продолжая ездить на том, что есть. Другие же решили воспользоваться ситуацией превышения предложения над спросом, а также различными акциями производителей и дилеров.
"В течение последних нескольких месяцев был рынок покупателя - из-за затоваривания складов. И те, кто хотел приобрести автомобили, например, китайских марок, сделали это по вполне приятным ценам. Такая стратегия поведения потребителей может быть и в дальнейшем - ждать подобных периодов. Но стоит понимать, что машины дешеветь не будут", - отмечает Денис Гаврилов.
По данным ассоциации "Российские автомобильные дилеры", за прошлый год цены на отечественные автомобили выросли на 44 процента, а на китайские машины - на 30 процентов. И для кого-то такой скачок цен закрыл перспективу приобретения нового автомобиля. Других потенциальных покупателей осознание текущего момента должно подтолкнуть к совершению отложенной покупки.
Также оживлению спроса на авторынке будет способствовать истечение срока банковских депозитов у тех, кто вложил в них средства при высокой ставке ЦБ. Сейчас эти освободившиеся средства можно использовать для приобретения автомобиля, отмечает Гаврилов. По его словам, из-за возросших цен на рынке сегодня как никогда высока доля кредитных сделок. Относительная доступность автокредитов помогает дилерам освободить склады под новые поставки, в том числе - автомобилей петербургской сборки.