19.03.2024 17:50
    Поделиться

    Цифровая экосистема покажет путь в арктических морях

    Прошло первое тестирование цифровой экосистемы - "ледового навигатора", управляющего движением судов на трассах Северного морского пути. В нем участвовало судно "Пугнакс", которое прошло по СМП в сопровождении атомного ледокола, сообщили в ГК "Росатом". С помощью этого сервиса судну были предложены три наиболее оптимальных маршрута.

    В 2024 году предполагается завершить создание Единой платформы цифровых сервисов (ЕПЦС), состоящей из цифровой базы, бортовых измерительных комплексов, беспилотников для локальной ледовой разведки. Также она включает в себя фонд данных радиолокационной съемки всей акватории СМП. Эта информация уже частично применяется при проводке танкеров-газовозов с востока на запад по трассам СМП.

    На основе получаемых данных будет создаваться единая карта Севморпути. Кроме того, появится возможность оперативно получать снимки отдельных частей акватории СМП, позволяющие планировать проводку судов на основе самых свежих данных о ледовой обстановке, погоде, загруженности арктических портов. Всего цифровая платформа объединит около девяти сервисов с самым широким спектром данных. Итогом работы ЕПЦС станут автоматизированные маршруты проводки судов по аналогии с "Яндекс-навигатором". Начать полномасштабную эксплуатацию ЕПЦС планируется летом 2025 года. Любой участник движения по СМП, использующий новый сервис, сможет получать к нему доступ с планшета и получать подробную информацию, достаточную для того, чтобы обеспечить уверенное прохождение судна по арктическим морям.

    Эксперты отмечают, что запуск подобной системы - ключевой вопрос для безопасности и ритмичности перевозки грузов по СМП, особенно с учетом того, что грузопоток по самой северной морской магистрали в 2024 году должен составить 80 миллионов тонн - вдвое больше, чем в 2023 году. Об этом говорит опыт "транспортного коллапса" трехлетней давности во время "певекского кризиса", когда в ноябре 2021 года на трассе СМП вмерзли в лед более двадцати судов, поставив под сомнение возможность круглогодичной навигации. Тогда мощности действующих ледоколов не хватило, чтобы вызволить корабли из ледового плена, и пришлось призвать на помощь всех, кто располагал судами ледового класса.

    Действующая система прогнозирования ледовой обстановки давно нуждается в модернизации. Ранее российские транспортные компании активно пользовались спутниковыми данными, предоставляемыми США и рядом европейских стран, которые из-за санкций закрыли к ним доступ. Остаются отечественные данные, объем которых зачастую недостаточен.

    По некоторым параметрам оправдываемость ледовых прогнозов, предоставляемых российскими специалистами, очень высока, она может доходить до ста процентов, но в ряде случаев она остается довольно низкой и остается на уровне около 70 процентов. Например, существуют основной долгосрочный ледовый прогноз навигации по СМП, гидрологические бюллетени по толщинам и всем ледовым параметрам рек Арктической зоны, находящиеся в открытом доступе. Однако в фоновых прогнозах не указывается важный параметр - присутствие серого льда. Это считается признаком легких ледовых условий, но в реальности серый лед может создать судам массу проблем из-за облипания корпуса, отметила представитель Арктического и антарктического научно-исследовательского института Анастасия Бельгесова на конференции "Арктика - регионы 2023". По ее словам, этот вид льда способен практически остановить судно.

    На основе цифрового сервиса создадут единую карту Севморпути

    Капитанам судов, работающих в высоких широтах, не хватает ледовых карт, добавляет руководитель направления по ледокольному обеспечению компании "Газпромнефть Шиппинг" Алексей Черепанов. По его словам, для уверенного прохождения по трассам СМП капитану требуются минимум два ледовых снимка в сутки, независимо от того, где в этот момент находится судно. Только в этом случае может идти речь о благополучной летне-осенней навигации, а тем более об ее продлении до февраля.

    Еще один важный момент - это прогнозирование внезапного взлома припая (неподвижного льда, намерзающего в морях и заливах вдоль берегов) при активном судоходстве, когда морской канал во льдах должен функционировать постоянно и надежно. Перемещение грузов с борта судна на припай считается очень опасной работой, поскольку этот лед не всегда бывает надежным: при штормовой погоде и сильном ветре припай может быть взломан, а отдельные льдины унесены в море. Поэтому важно постоянно мониторить ледовую обстановку, следить за состоянием трещин, выпускать краткосрочные метеопрогнозы, просчитывать вероятность отрыва припая от берега. Но для максимально точных прогнозов не хватает наблюдательных пунктов, особенно в арктической зоне Сибири. Сеть станций Росгидромета, созданная еще во времена СССР, нуждается в восстановлении и развитии, но программа для этого пока не разработана. Особенно недостает радиолокационных спутниковых снимков, обзор которых покрывал бы всю Арктику.

    Как ранее сообщили в Роскосмосе, к 2026 году эту проблему предполагается решить. К этому сроку ведомство намерено сформировать арктическую группировку из девяти спутников. В 2024 году на орбиту планируется вывести два спутника "Арктика-М", два "Кондора-ФКА" и один "Обзор-Р", а к 2026 году - четыре аппарата "Экспресс-РВ" и низкоорбитальные спутники "Метеор-М" для мониторинга движения льда. Кстати, аппараты "Арктика-М" после 2025 года собираются заменить спутниками следующего поколения - "Арктика-МП".

    Поделиться