В список городов ускоренной трансформации вошел 21 населенный пункт, три из которых - Гусев, Череповец и Кировск - в Калининградской, Вологодской и Мурманской областях.
Для компаний преобразование территорий, на которых они находятся, - довольно успешный коммерческий проект и инвестиции в дальнейшее развитие. Кроме того, современный крупный бизнес ставит перед собой задачу удержать кадры на производствах.
- Последние несколько лет объемы выпускаемой промышленной продукции сильно увеличиваются. Естественно, растущие производства нуждаются в кадровых ресурсах. Это основная проблема, и бизнес ищет пути не только удержания, но и привлечения квалифицированных специалистов, - рассказала заместитель директора центра пространственного развития ЦСР Валерия Чуженькова.
В итоге промышленники активно вкладываются в развитие так называемых территорий присутствия и создают там комфортные условия не только для местных жителей, но и для будущих социальных инвестиций. Кроме того, модернизируя систему ЖКХ и вкладываясь, например, в общественный транспорт, бизнес, убеждена эксперт, становится надежным партнером государства.
В качестве примера можно привести город Гусев Калининградской области, где крупный технологический холдинг с нуля построил инновационный кластер "Технополис GS". В масштабах страны это довольно редкий и интересный проект, поскольку масштабное производство возникло в уже существующем городе. Куда чаще можно наблюдать обратную историю, когда вокруг предприятия постепенно появляется населенный пункт.
В итоге кластер смог обеспечить себя высококвалифицированными кадрами и молодыми специалистами. "Уже на протяжении 15 лет количество жителей города остается неизменным, что является одним из главных показателей эффективной социальной работы. При поддержке городских властей и правительства региона мы смогли доказать, что отток населения из малых городов можно остановить", - подчеркнул президент инновационного холдинга Андрей Ткаченко.
Крупный бизнес создал хорошую базу для развития сопутствующих производств, а также малого и среднего предпринимательства. В муниципалитете, где раньше были серьезные проблемы с работой, начали активно появляться конкурентные вакансии.
Чуть дальше в плане развития городской среды пошли в Череповце. Там благодаря совместной работе одного из крупнейших металлургических заводов страны и местных властей появилось первое в России агентство городского развития, которое одновременно защищает интересы бизнес-сообщества и горожан. Через эту структуру реализуют образовательные программы, помогают школам, колледжам и вузам, развивают инфраструктуру, а также поддерживают представителей МСП, предоставляя им льготные кредиты и займы.
Перспективным направлением остается активный отдых и туризм. Направление это довольно молодое и пока не сильно популярное в плане развития градообразующих предприятий. Особенно если речь идет не о Краснодарском крае. Самый яркий пример на Северо-Западе - город Кировск Мурманской области с его популярными горнолыжными курортами.
При поддержке крупнейшего в стране предприятия по производству удобрений населенный пункт хотят превратить в центр горнолыжного спорта с адаптированной под туризм городской средой.
Все предпосылки для этого есть, начиная от шикарных склонов и заканчивая подходящими для катания на лыжах и сноуборде погодными условиями. Аналитики полагают, что Мурманская область может легко составить здоровую конкуренцию переполненной Красной Поляне. Главное - правильно "упаковать" туристический продукт с точки зрения маркетинга и развить сопутствующую инфраструктуру.
- Сегодня многие российские моногорода при поддержке индустриальных компаний продвигают свои территории и привлекают туристов. Все чаще ставку делают не только на культурно-историческое наследие, но и на активно развивающийся промышленный туризм. Конкуренция на этом рынке серьезная, - прокомментировал генеральный директор Союза российских городов Андрей Максимов.
Впрочем, реализовывать социальные программы в связке с региональными и муниципальными органами власти не всегда просто. Предприниматели утверждают, что административных барьеров по-прежнему много, и над их снятием нужно работать.
Основные проблемы возникают с довольно абстрактным законодательным регулированием социальных инвестиций, а также с точечными вложениями, которые не влияют в целом на картину в городе. Компания может благоустроить условный парк, но если муниципалитет не вкладывается в благоустройство прилегающих к нему территорий, то работать новая точка притяжения не будет. Поэтому от властей требуются управленческие решения, которые позволят включить социальные проекты бизнеса в действующие программы развития конкретного муниципалитета.