Одним словом, предстоит ударная стройка, которая сделает этот макрорегион локомотивом на долгие годы. Остановимся на основных аспектах.
Речь шла как о Крыме, Севастополе, Краснодарском крае, Ростовской области, Адыгее, так и о новых регионах - Донецкой и Луганской народных республиках, Запорожской и Херсонской областях. Президент отметил, все эти субъекты Федерации располагают большим потенциалом, прежде всего, в реальном секторе экономики, включая металлургию, машиностроение, агропромышленный комплекс.
По словам министра экономического развития Максима Решетникова, Азово-Черноморский регион - одна из ключевых точек роста на карте России. С учетом новых регионов это 12 процентов населения и шесть процентов производства товаров и услуг. В целом же к 2022 году почти все южные субъекты опережали среднероссийские темпы роста, быстрее росла и промышленность, и туризм, и реальные денежные доходы населения. Санкции открыли новые возможности, которыми регионы активно пользуются. Последние два года все они увеличили инвестиции, причем их рост в два раза превышает средний в России.
Магистральная тема связана с укреплением транспортной инфраструктуры, точнее, с расшивкой ее узких мест. Это и понятно: дороги - кровеносные сосуды экономики, а если их пропускная способность недостаточна, то барахлит вся система.
Железная дорога сегодня выполняет основную нагрузку по транспортировке грузов, особенно в связи с перевозками в южные порты. По словам Владимира Путина, потенциал перевалки в них в четыре раза выше, чем возможности железной дороги доставлять эти грузы. Соответственно, предложения по расширению пропускной способности железных дорог в сторону Азовского и Черного морей - это первоочередная задача. Решена она может быть, в частности, разделением грузового и пассажирского сообщения на южном направлении.
Одновременно с этим необходимо сократить до 16 часов времени в пути для пассажирских поездов из Москвы до черноморского побережья. Азовское и Черное моря - это традиционные места отдыха миллионов россиян: только в Крыму и Краснодарском крае в 2023 году отдохнули в общей сложности 23,8 миллиона человек. Пока в несколько раз меньше отдыхающих на азовском побережье. Но в скором времени благодаря объявленному в послании Федеральному Собранию проекту "Пять морей", который охватит азовские и черноморские регионы, здесь будут построены современные гостиничные комплексы с отелями, лечебной и реабилитационной инфраструктурой, базами для водного туризма и отдыха.
Другим важным звеном транспортного каркаса являются автомобильные дороги. Многие туристы едут на море, что называется, своим ходом: на машинах по скоростной трассе М-4 "Дон". Однако если на всем своем протяжении это современная и безопасная трасса, то вдоль черноморского побережья до Адлера все еще встречаются участки, проходящие через населенные пункты, которые летом изнывают от транспортных заторов. Очевидно, что строительство новой автомагистрали Джубга - Сочи "по другую сторону гор" является приоритетной задачей. Здесь предстоит создать множество тоннелей и мостов, пожалуй, это самый капиталоемкий, но вполне посильный проект, который, безусловно, будет востребован.
Не меньший по масштабам проект - автодорожная сеть Азово-Черноморского региона. Так, в ближайшие пять лет здесь будет построено и реконструировано 460 километров федеральных и 320 километров региональных дорог. Модернизируют съезды с трассы "Таврида" к южному побережью Крыма.
Отдельный вопрос - перспективы так называемого азовского кольца, автодороги вокруг внутреннего Азовского моря. Прорабатывается расширение трассы с двух до четырех полос движения.
По мнению Максима Решетникова, большой потенциал дополнительной поставки грузов на юг имеет речной транспорт. Порядка 13 миллионов тонн можно дополнительно перевезти по реке. Нужна сбалансированная тарифная политика, координация железнодорожных и водных тарифов. Для этого модернизируются гидротехнические сооружения Волго-Донского канала, Волго-Камского бассейна, идет строительство Багаевского гидроузла и углубление Волго-Каспийского канала. Также требуется построить около 100 грузовых судов.
Достройка Багаевского гидроузла позволит увеличить грузопоток по реке Дон с девяти миллионов тонн до 27.
Дополнительный бонус от использования рек - наращивание партнерства с прикаспийскими странами, использование транзитных возможностей российского юга.
По словам вице-премьера правительства Марата Хуснуллина, активно развивается так называемое инфраструктурное меню - набор инструментов, позволяющих направить средства на реализацию экономически эффективных и социально значимых проектов. Регионы выбрали только за 2022 - 2026 годы в прогнозе 180 миллиардов рублей на инфраструктурные объекты, при этом на жилищно-коммунальное хозяйство планируется израсходовать 161 миллиард рублей.
Важно, по словам вице-премьера, что впервые за новейшую историю комплексно подошли к строительству очистных сооружений. Сегодня на черноморском побережье, включая Крым и Кубань, строится 46 очистных на 1,3 миллиона кубометров. Основные работы будут закончены в 2026 - 2027 годах. К 2030-му эти проекты должны завершить.
Такая же программа необходима и на Азовском море, поэтому соответствующая деятельность предстоит и здесь.
Аэропорты Луганска, Донецка и Мариуполя можно привести в рабочее состояние в течение года, после того как линия боевого соприкосновения будет отодвинута и позволит оперативная обстановка, сообщил Марат Хуснуллин. Состояние этих аэропортов разное. Так, например, в Донецке воздушная гавань полностью разрушена еще в 2014 году. Луганск также находится в плачевном состоянии: в 2014-м здесь тоже шли бои. Впрочем, восстановление его может занять всего год, отмечали ранее представители минтранса. Аэропорт Мариуполя сильно не пострадал в ходе СВО и вполне может быть задействован для гражданских перевозок в будущем. Это наиболее целый аэропорт на новых территориях, который и планируется ввести в эксплуатацию первым, как только позволит обстановка на фронте.
Важная задача - расчистка русел рек. По словам министра природных ресурсов Александра Козлова, в Крыму, в Ростовской области, в ДНР и ЛНР, в Херсонской и Запорожской областях за пять лет восстановлено почти 150 километров русел рек. Еще 16 километров расчистят в этом году в Краснодарском крае, в Ростовской области и в Республике Адыгея.
Для того чтобы защитить инфраструктуру от разливов рек, в ближайшие три года в семи регионах в безопасное состояние приведут 16 инженерных сооружений. Другое направление - ликвидация объектов накопленного вреда. Подобная работа уже идет: в Краснодарском крае ликвидировано 117 заброшенных скважин, в городах Судак, Белогорск и Севастополь рекультивировано три несанкционированные свалки, рядом с ними жили почти 600 тысяч человек. До конца года уберут еще десять свалок: в Ростове-на-Дону, Таганроге, Цимлянске, Донецке, Новочеркасске, Краснодаре, Геленджике, Славянске-на-Кубани, Горячем Ключе, Севастополе. И благодаря этому для двух миллионов человек улучшится качество жизни.
Также готовится проектно-сметная документация (ПСД) на ликвидацию опасных объектов - могильников Горловского химического завода в ДНР и полигона промышленных отходов около Волчеяровки в ЛНР. Площадка эксплуатировалась с конца 60-х годов прошлого века, на ней скопилось свыше 900 тонн различных отходов, подземные воды загрязнены солями, хлоридом и азотными соединениями. В стадии заключения контрактов разработка ПСД на ликвидацию четырех мусорных полигонов и старых очистных сооружений в Запорожской и Херсонской областях.
- Впервые после 1991 года появится возможность комплексного развития региона в рамках одного государства, - считает глава аналитического бюро проекта СОНАР-2050 Иван Лизан. - Например, ранее в экономике и социальной сфере востока Крыма и западного Приазовья не было поступательного движения. У Украины на это не было ни денег, ни желания, а у России - возможности в силу приграничного характера Арабатской стрелки и доминирующего выездного туризма. Херсонская область или Запорожье также считались неприоритетным территориями во времена Украины, но сегодня перед ними открываются более широкие горизонты.