С 2014 года на шум и вибрацию от составов, курсирующих по Транссибу, больше всех жалуются обитатели дома № 127. Не дает спокойно жить и автомобильная улица Волгоградская. Экспертиза не раз фиксировала превышение предельно допустимого уровня шума в квартирах и днем, и ночью, но, как было заявлено в суде первой инстанции, "данное обстоятельство не является безусловным подтверждением нарушения санитарных норм и правил ОАО "РЖД" и администрации города Тюмени". Тогда судья Антон Сорокин подчеркивал: "В материалах дела и в заключении эксперта нет доказательств, обосновывающих меры по снижению уровня шума от автомобильного и железнодорожного транспорта до предельно допустимого в виде установки шумозащитного экрана, а также клапанов оконных блоков". Фемида стояла и на том, что пути в этом месте проложены на законных основаниях еще в 1885 году, а дома построили лишь в 1967-1968-м в уже сложившейся инфраструктуре, выходит, с нарушением границ санитарной защитной зоны в 100 метров.
Один из жильцов пятиэтажки Андрей парирует: раньше не было таких объемов перевозок, как сейчас, да и грузовых составов на многие десятки вагонов, кстати, тоже. От каждого приходится буквально подпрыгивать на диване. Его сосед Леонид подтверждает: в жару окна не открыть, ночью не заснуть, стены ходят ходуном… Да, понастроили, а мучается кто? Обычные люди…
- Установка шумозащитного экрана - самая эффективная мера. Но он нужен не абы какой, а очень солидный - непростая в исполнении и дорогая конструкция. Притом поставить ее предложил судебный эксперт, - рассказал Андрей.
У железной дороги на сей счет свое мнение: раз дома появились позднее путей, проведение шумозащитных мероприятий по закону - обязанность либо застройщика, либо организации по обслуживанию жилфонда. Эксперт в строительной отрасли Татьяна Слабко поддержала ответчиков: "Строители изначально должны были запросить у РЖД данные по распространяемым шуму и вибрации, чтобы сразу запроектировать шумоподавляющие конструкции. Теперь ограждение должен делать тот, кто заказывал и согласовывал проекты домов вблизи железнодорожного полотна, выдавал разрешение на строительство и на ввод в эксплуатацию".
Железнодорожники меж тем настаивают: экран на участке Тюмень-Утешево не воткнуть - повсюду опоры контактной сети, релейные шкафы, светофоры, кабель, тяговая подстанция, обеспечивающие энергоснабжение поездов. Есть и объекты, принадлежащие третьим лицам. Опять же рельеф особенный, а насыпь высока - щиты рухнут… Оспаривать решение в кассационном порядке планируют, заявили в представительстве Тюменского региона СвЖД. Но, кроме того, продолжат снижать влияние неблагоприятных факторов, например, укладывая новые амортизационные прокладки и выправляя рельсы-шпалы.
Пока прокуратура спорит с железнодорожниками, шум на Маяке не убывает. И проблемную хрущевку в ближайшие годы не снесут - осенью 2022 года экспертиза показала: износ составляет лишь 36 процентов. Возможно, пора менять природоохранные и санитарно-гигиенические нормативы - сейчас, с разрастанием городов, увеличением подвижного состава маловато и ста метров защитной зоны. Так что вопрос нуждается в урегулировании сразу со всех сторон - РЖД, застройщиков и надзорных органов.