Современная цивилизация переполнена огромными противоречиями - как возможностями развития, так и рисками самоуничтожения, смертоносными военными угрозами, природными и техногенными катастрофами, эпидемиями, голодом, нищетой.
Особое место в этом списке занимают риски мировоззренческого характера, тесно связанные с концепциями фашизма, национализма, терроризма и всех других фобий насилия, человеконенавистничества и национальной исключительности. Возникшие в разное время и в разных социокультурных средах, продемонстрировавшие в реальности свою античеловеческую направленность, они вновь и вновь поднимают свои флаги и лозунги, направленные против человечности и безопасности современной цивилизации.
В этой связи следует отметить, что данное критическое состояние общества, духовно-нравственный кризис и кризис управления современным миропорядком требуют эффективных концептуальных ответов и принятия практически касающихся всех решений. Это осложняется тем, что современное гуманитарное знание не удержало выработанные в античности подходы, сложившиеся на основе взаимодействия научного и ценностного факторов, и перестало анализировать мир и человека с помощью предельно общих категорий бытия и сознания. Феномен рассмотрения темы Человека длился тысячелетиями, формируя его жизненные начала, ценности и смыслы, анализируя каждый его новый по ступеням разума шаг в соответствии с принципом "познай самого себя" и "человек - мера всех вещей".
Именно на этой основе и были сформулированы базовые начала философии, науки, культуры, образования как самых смыслообразующих сфер становления человеческой личности.
В философской и научной традициях существует огромный список имен мыслителей разных времен и народов, посвятивших свою жизнь осмыслению хода истории и места человека в мире, сумевших обобщить подробности всех видов многообразия в природе и обществе и при этом довести единство и многообразие мира до уровня системных научных и мировоззренческих подходов, в результате чего и определялась социокультурная динамика цивилизаций, различные модели в экономике и политике, в идеологическом и мировоззренческом сопровождении жизни людей и различных моделей государственного устройства.
При этом важно, что многообразие и самобытность человечества не только всегда являлись ресурсным условием его развития, но и стали основой его универсальности, что всегда поддерживалось взаимообменом и взаимодействием между Востоком и Западом, Севером и Югом.
И несмотря на то, что история всегда была переполнена войнами, дворцовыми переворотами и революциями, ломавшими естественный ход развития, устойчивость мирового развития всегда поддерживалась с помощью управленческих решений, закона и права, религии и культуры, дипломатических, торгово-экономических и общественных взаимодействий и введения общих стратегических регуляторов.
Применительно к сегодняшнему дню отметим, что современный глобальный мир, обладающий наивысшей степенью сложности своих характеристик и видов деятельности, достижений науки и техники, изменивших характер труда в сторону его информационной составляющей, развивается в рамках навязанной однополярности управления, что является большой драматической угрозой для нашей цивилизации.
Именно на этом фоне обострились все глобальные риски и угрозы, и сегодня мир находится в состоянии реальных военных конфликтов, дипломатических, торговых и информационных войн, где одной из главных целей уничтожения являются смыслы, традиционные и духовные ценности, идентичности, язык и культурные коды, истина, вера и нравственность.
Как показывает история, обрушение великих системообразующих традиций истины, веры и нравственности рушит управление миропорядком современной цивилизации и подводит ее к глобальному конфликту самоуничтожения.
В то же время мировой порядок, являющий собой сложную саморазвивающуюся систему субъектов, обладающих самобытностью и своеобразием, не может развиваться в рамках практически однополярного или колониального управления, как не может простое управлять сложным, и с точки зрения логики системного анализа необходимым образом должен перейти к "саморегулированию сложностью", с ориентацией на сохранение своей идентичности и субъектности, чтобы создать на этой основе, как считают ученые, гармоничные переходы от технологической цивилизации к ее последующему гуманитарно-технологическому этапу.
Наш президент Владимир Путин 10.02.2007 г., выступая в Мюнхене, сказал: " …для современного мира однополярная модель не только неприемлема, но и вообще невозможна. Россия - страна с более чем тысячелетней историей, и практически всегда она пользовалась привилегией проводить независимую внешнюю политику. Мы видим все большее пренебрежение основополагающими принципами международного права. Думаю, очевидно: процесс натовского расширения не имеет никакого отношения к модернизации самого альянса или к обеспечению безопасности в Европе. Наоборот, это серьезно провоцирующий фактор, снижающий уровень взаимного доверия".
В этой связи, признавая многомерность теории управления, необходимо подчеркнуть роль категорических императивов, которые несут в себе морально-нравственные корни и по существу, по определению не могут быть гипотетическими, поддерживая их направленность на сохранение самости и суверенности субъектов, в том числе и на формирование человеческого потенциала, эти императивы с их мировоззренческой, смысловой сущностью и могли бы сыграть консолидирующую роль в формировании мировой повестки дня, становлении Нового нравственного порядка и цивилизации Смысла, ибо не что иное, как этические максимы, научные истины и нравственность являются приоритетными стратегическими регуляторами человека его ориентаций в пределах полярности Добра и Зла. Таким образом, концептуальное стратегическое видение развития, вектор которого был бы направлен на обретение человечеством неделимой устойчивости и безопасности, предполагает поиск единого субъектного подхода к сложившейся на сегодняшний день "неуправляемой сложности" современной, теряющей свое человеческое лицо цивилизации, где в качестве субъекта прежде всего рассматривался бы сам человек, определивший во всех взаимодействиях свою ценностную позицию. По существу, ключевой проблемой цивилизации сегодня и является вопрос соответствия природы человека и реалий окружающего его мира, поднимающий на стратегический уровень рассмотрения императив "субъектности" и "суверенности" человека и человечества.
Как показывает история, в течение тысячелетий мысль человека постепенно превращалась в знание, формируя культурно-историческое самосознание и идентичность народов, обнажая корни и сущность социокультурной динамики человечества как по вертикали, так и по горизонтали исторического процесса и доводя это мышление до формирования концептуальных категорий и системных научных и мировоззренческих подходов, что позволило человечеству сформировать различные ресурсы, регуляторы и результаты развития, базовые предпосылки самоидентификации и самодетерминации человека и различных моделей мироустройства.
На этом уровне размышлений высвечиваются проблемы отсутствия в современных подходах к развитию стратегического целеполагания, без чего развитие по определению невозможно, ибо ни один народ, ни все человечество не могут развиваться без смысла и цели. Стратегии сегодня во многих случаях поисков решений для всех являются, к сожалению, поисковой задачей. Поэтому совсем не случайно проблемы этики, нравственности и ответственности за содеянное становятся сегодня самыми актуальными и обсуждаемыми в контексте мировой повестки дня, ибо становится все более очевидным, что человечество никогда не должно упускать из виду стратегическую роль гуманитарной самодетерминации, которая исторически поэтапно определила идентичность каждого субъекта цивилизации, опираясь прежде всего на культуру как самую смыслообразующую сферу, соединявшую времена и пространства цивилизации.
Формирование и закрепление, преемственность культурных философских и нравственных ценностей в сознании людей всегда определяло их ментальность и идентичность, становилось индикатором формирования целеполагания людей, их мировоззренческих и управленческих концепций, смыслов и традиционных ценностей, из века в век приводивших в движение народы и государства и определявших социокультурную динамику исторического развития.
Вместе с тем ослабление гуманитарной парадигмы, связанное с забвением ценностного подхода к познанию мира, существенно ослабило возможности и содержание образовательных и научных подходов, пропустивших сложный этап глобализации и структурной дифференциации мира. Новые технологические коммуникации, имеющие своей целью связь между мозгом человека и компьютером, различные квантовые технологии, управленческие схемы, основанные на искусственном интеллекте, нередко вместе с возможностями развития несут в себе опасности пересмотра сложившихся субъектно-объективных отношений между природой и человеком, что порождает ряд рисков нестабильности общественного развития, расчеловечивания цивилизации и угрозы человеческой идентичности, что особенно опасно при принятии важных стратегических решений.
Чем грозит человечеству потеря управляемости большими социальными системами в границах уже сложившейся многообразной человеческой цивилизации?
Сегодня это самая горячая тема в поисках управленческих стратегий. Можно предположить, что единственный выход из неустойчивости больших социокультурных систем - это их самодетерминация в новый порядок, согласованный со всеми цивилизационными субъектами, с учетом единства научного и ценностного подхода с тем, чтобы превратить глобальные противоречия и риски в приоритетные целеполагания развития. И этот поиск для стратегических субъектов саморазвивающихся систем является глобальной задачей для науки, образования, культуры, политики и общественной дипломатии, избравший для себя вектор восхождения человечества по ступеням истины и нравственности.
При этом важно иметь в виду, что не поиск эмпирических совпадений и похожести развития, но именно сам вектор этого развития, несущий в себе смысловые и ценностные индикаторы человека, и является показателем и скрепом его всеобщности и субъектной универсальности, определяющих гармонию единства и многообразия цивилизации. Исторический опыт многих стран, в том числе и России, показывает, что гуманитарная модернизация всегда являлась необходимым превентивным условием устойчивости всех других реформ, способных обеспечить успешное и гармоничное взаимодействие человека с миром, и если она не проводилась, то другие не согласованные с ней реформы всегда были обречены на неуспешность.
Уходящий с исторической сцены однополярный миропорядок бездумно уничтожил в своих "плавильных котлах" и "обществах потребления" многое из социокультурной динамики человечества, противопоставив культурным кодам многих народов свою самопровозглашенную одномерную исключительность как цивилизационное превосходство. Именно на этой ложной основе создавались и поддерживались экономические, финансовые, военные и мировоззренческие единства, не совпадающие ни с истиной, ни с нравственностью, ни с историческим опытом.
Вряд ли можно согласиться с тем, что в прокрустовом ложе однополярного мира возможно определиться в таких стратегиях, где субъектным заказчиком был бы не "золотой миллиард", а все человечество как субъект развития. На этой почве поддерживаются самые радикальные мировоззренческие подходы человеконенавистничества и национальной исключительности, которые навсегда должны быть изъяты из духовного арсенала человечества. Гуманитарная модернизация должна проходить как в регламентированных процессах образования всех уровней, так и в других смыслообразующих формах культурного просветительства и информационной безопасности в направлении к единому планетарному разуму и ноосферному развитию. В этом случае цель может быть определена как сбережение народов и всего человечества, где истина и нравственность должны стать стратегическими регуляторами цивилизационного развития, гарантами его устойчивости и безопасности, что по существу и станет определением новой эволюционной ступени развития с человеческим лицом.
Мне кажется, сегодня мир настолько близок к опасной черте, что нам всем необходимо немедленно принимать взвешенные и разумные политические меры, выносить на международную повестку вопросы регулирования любых прецедентов в международном праве, предложить гуманитарную модернизацию мира, ибо сегодня ощущается огромный дефицит морали и нравственности у людей, принимающих глобальные решения, а за ними взрослеют новые поколения политиков. С какими ценностями они придут в будущую политику, как будут обеспечивать мир и порядок на нашей планете?