Сусанна, за какие исследования вам присуждена эта престижная премия?
Сусанна Гордлеева: За разработку моделей и технологий нейроморфного (мозгоподобного) искусственного интеллекта на основе биофизических нейрон-астроцитарных сетевых моделей. Если проще, то суть такова. Изучая работу головного мозга, мы выявили сверхважность его некоторых клеток и создали электронные схемы, которые имитируют поведение мозга. Это удалось благодаря мемристорам - особым резисторам с памятью, которые имитируют место передачи импульсов между нейронами. Такие нейросети более энергоэффективны, поскольку в них информация кодируется одиночными редкими импульсами, в отличие от традиционных нейронных сетей.
Была ли эта премия для вас неожиданной?
Сусанна Гордлеева: И да и нет. Я подавала заявку третий раз - успела в "последний вагон" - на момент заявки ученому должно быть не более 35 лет. Было 210 заявок, и только трое получили эту высшую в нашей стране награду для молодых ученых. Для меня это большой стимул. Добавляет уверенности, что направление, которое мы взяли, - верное. И будем его развивать, реализовывать наши наработки в процессорах.
Вы с детства увлекались наукой?
Сусанна Гордлеева: Я просто хорошо училась. Отдавала предпочтение математике с физикой, лабораторным работам. У меня папа учился на радиофизическом факультете ННГУ, рассказывал с большой любовью о своих студенческих временах. Он тоже хотел пойти в науку, но с нашей страной случились 90-е, а у него была семья, я еще совсем маленькая, надо было зарабатывать деньги. Поэтому путь в науке у него не сложился. А я, впечатленная рассказами папы, поступила на радиофак ННГУ без экзаменов. И нисколько не пожалела. На третьем курсе надо было выбирать направление научной работы. И тогда к нам пришел мой будущий научный руководитель Виктор Борисович Казанцев и увлеченно рассказывал про нейронауки, про изучение сигналов головного мозга. Мне очень понравилась эта тема. На последних курсах нам читала лекции по нейробиологии Ирина Васильевна Мухина, профессор Приволжского медуниверситета. В 2010 году пошла в аспирантуру этого вуза, защитила кандидатскую диссертацию по радиофизике в 2015 году. Потом с Виктором Борисовичем перешли в ННГУ. В 2022 году я защитила докторскую уже по биофизике.
Как считаете, был ли у вас альтернативный путь в жизни, хотя бы наметки?
Сусанна Гордлеева: Ни о чем, кроме науки, не думала. Если меня сейчас выпустят на биржу труда... я же ни одного собеседования не проходила в жизни, не написала ни одного резюме. Вот выпусти меня наружу - ничего не умею кроме того, что делаю, чем сейчас занимаюсь. Так случилось в моей жизни, что альтернатив я никогда не рассматривала, не задумывалась: идти бананами торговать или наукой заниматься.
Но на самом деле, мне очень комфортно работать и делать то, что я делаю. Я не чувствую никакой несправедливости к себе - если ты что-то делаешь хорошо, то это заслуживает положительную оценку. Если что-то не получается - значит, не получилось. Но критика всегда очень объективная, никакой гендерной предвзятости.
Не думали когда-нибудь уехать работать за границу?
Сусанна Гордлеева: Никогда в жизни. Я действительно считаю, что в нашей стране уже созданы самые хорошие, комфортные условия для молодых ученых. Знаю лично даже тех, кто вернулся. Например, талантливый и уже известный Александр Нючев с химфака. Вижу, как наше государство все больше и больше внимания уделяет науке, молодым ученым. И люди есть, и поддержка. Президент поставил задачу обрести технологический суверенитет - и это происходит.
У вас двое детей-школьников. Как успеваете с вашим графиком быть образцовой мамой?
Сусанна Гордлеева: Пока удается, не знаю уж насколько образцовой. Дети выглядят прилично (смеется), учатся хорошо. Мне очень помогают бабушки и прабабушка.
Насколько сегодня ученые могут влиять на мозг?
Сусанна Гордлеева: До полноценного влияния пока далеко. Одно из направлений нашей лаборатории - разработка нейроинтерфейсов. Так вот, нейронаука уже умеет неплохо снимать и понимать активность головного мозга, например, с помощью электроэнцефалограммы помогать человеку управлять какими-то устройствами исключительно силой мысли.