"Эксперт по богатству", - представляется девушкам 27-летний сын моего товарища. И почти не врет: он работает в банке в отделе кредитов. "Эксперт, - не выдержал отец, когда его смутила претендентка на сердце сына, - когда отдельно жить будешь?" Сын с отцом не разговаривал неделю. "Жаба давит, - отмахнулся отец от обиды сына, - пройдет, как насморк".
Оказывается, у "жабы" есть определение - дисморфия денег. Это искаженное представление о финансах, когда человек скачками оценивает свои доходы. То как "схватил жар-птицу за хвост", то "я - голь перекатная". И из-за разрывов в самооценках впадает в невроз. Как сын моего товарища. Он горд собой, что в 27 лет ему до погашения шестилетнего образовательного кредита остался год. И свой трехлетний депозит в банке парень хотел внести как первый взнос на ипотеку, чтобы жить отдельно от родителей. Но изучил условия ипотеки и решил, что пока в нее вступать невыгодно. И на часть депозита взял в кредит... брендовый смартфон с функциями стационарного компьютера. Мать и отец схватились за голову: "Лучше бы кредит погасил". А сын счастлив: "Он мне поможет больше зарабатывать". Вскоре пришел в себя: "Теперь не до ипотеки".
Это и есть еще не бедность, но дисморфия денег. Ею, по наблюдениям социологов, чаще страдает городская молодежь. На первый взгляд, ее логика обоснована: по данным ВЦИОМ, 58% молодых считают, что разумнее свои сбережения не хранить в банках, а вкладывать их в то, за чем можно следить лично - недвижимость или бизнес. Но 51% признают, что накопить можно, откладывая только большие суммы. И они предпочитают "временно" приобретать, часто в кредит, знаки благополучия - машины и гаджеты. "Все равно на квартиру не хватит", - аргумент 54% работающих молодых.
Так растут несовместимые желания - страх бедности и желание разбогатеть.
- Сценарии денежного поведения родом из детства, - убежден доктор психологических наук, профессор МГППУ Владимир Кудрявцев. - Вспомните наши реакции на зарплату: "я бедняк", "да я богач", "гуманитарка капнула". Или как подскакивает градус волнения, когда средств много, а забот, как ими распорядиться рационально, еще больше? Это и есть подсознательные сценарии финансового опыта. Если человек полагает, что у него больше денег, чем нужно, и это восприятие не соответствует реальности, это может привести к перерасходу. Но чаще денежная дисморфия проявляется в том, что люди чувствуют, что у них мало денег. Это связано с детской травмой, связанной с деньгами, или ложными денежными сценариями, которым человек научился в детстве. Чтобы определить степень разрыва между вами и вашими финансами, важно проанализировать свои детские отношения с деньгами. Человек ошибки делает часто оттого, какую модель отношения к деньгам он видел, когда был ребенком, особенно в возрасте от одного до восьми лет.
Как считает профессор Кудрявцев, стоит помнить, на что были потрачены первые полученные и первые заработанные деньги. Еще важнее - о чем и как о деньгах говорили мамы и папы, бабушки и дедушки. Потому как подсознание юных, а потом взрослых все это прокручивает всю жизнь. И отделить себя от негативного денежного сценария можно, опираясь на свой опыт.
Впрочем, не всегда. Уже в молодости самое распространенное проявление дисморфии денег - избегающее поведение. Его можно сравнить с опытом первой любви, когда ожог от нее заставляет уклоняться от новых чувств.
- На самом деле избегающее поведение контрпродуктивно, - считает профессор кафедры социологии культуры и коммуникации СПбГУ Владимир Ильин. - Человек ведь не просто так не хочет смотреть на свои финансы. Он в них видит безнадежность и неспособность проанализировать уровень достатка, что может иметь последствия - от упущенных возможностей до ошибок и убытков. И это может произойти независимо от того, зарабатываете ли вы миллионы или еле сводите концы с концами.
Такое избегание денег, когда их быстро тратят, а потом с облегчением живут на копейки до зарплаты, по мнению ученого, плохой урок, который откладывает в долгий ящик проблему вкладов в ключевые покупки, то же жилье. Социологи состояние человека, который страдает, но терпеливо ждет, когда станет "богатым", потому что не верит, что у него есть деньги на рост своего благополучия, называют "финансовым токсикозом".
Как токсикоз при беременности трудно назвать заболеванием, хотя он травит организм токсинами, так и дисморфия денег на этапе повтора финансовых ошибок начинает синтезировать бедность, творимую своими руками.
- Чтобы вернуться в реальность, надо принять свою природу, - убежден Владимир Кудрявцев, - она в том, что 90% финансовых решений человек принимает на эмоциях. Мы эмоциональные существа, которые думают, а не думающие существа, которые эмоциональны. Справляться с эмоциями - это быть себе финансовым терапевтом. Для начала надо научиться отказывать себе в баловстве, в том же втором гаджете в кредит или в третьих туфлях. Это проветривает страхи. Так неизвестность обрастает фактами, а их анализ дает новые возможности. Они помогают чувствовать себя увереннее. И тогда деньги пахнут, если они нервами и потом заработаны.
Дисморфия (греч.) - расстройство психики, когда чувство неуверенности доходит до одержимости из-за надуманного или незначительного дефекта части тела. И пациент страдает от дистресса - неспособности осилить стресс. Но врачи не признают дисморфию денег клиническим диагнозом, хотя согласны с тем, что явление есть и может нарушать устойчивость личности.