издается с 1879Купить журнал

20 марта 1944 года вышло постановление о кадрах для школ на освобожденных территориях

20 марта 2024

80 лет назад - 20 марта 1944 года было принято Постановление Государственного комитета обороны СССР № 5414 с "О мерах по обеспечению педагогическими кадрами школ национальных республик и районов, освобожденных от немецкой оккупации".

Ученики у входа в школу, ставшую бомбоубежищем, во время Великой Отечественной войны.  10 апреля 1942 г.

Израиль Озерский/ТАСС

Ученики у входа в школу, ставшую бомбоубежищем, во время Великой Отечественной войны. 10 апреля 1942 г.

Государственного комитета обороны СССР (ГКО) - это созданный во время Великой Отечественной войны чрезвычайный орган управления, обладавший всей полнотой военной, политической и хозяйственной власти в СССР. До окончания Великой Отечественной войны оставалось больше года, но политическое руководство страны уже думало о предстоящей в скором времени мирной жизни и предпринимало соответствующие меры, которые касались всех сфер жизни общества. Одним из таких приоритетных направлений деятельности ГКО стало обеспечение педагогическими кадрами школ национальных республик и районов, освобожденных от немецкой оккупации. Чтобы обеспечить школы недостающими учителями, ГКО осуществляет маневр наличными трудовыми ресурсами.

В документе, выпущенном под грифом "Секретно", говорилось:

"1. Освободить от призыва на военную службу и от мобилизации для работы в промышленности учителей, годных к нестроевой службе и физтруду.

2. Обязать Главупрформ НКО (Главное управление формирования и укомплектования войск Красной армии Народного комиссариата обороны СССР. - Ред.) отозвать из народного хозяйства и направить в распоряжение Наркомпросов (Народных комиссариатов просвещения. - Ред.) союзных республик всех учителей со средним и высшим образованием, переданных в промышленность военкоматами.

3. Обязать Главупрформ НКО направлять в распоряжение Наркомпросов союзных республик учителей со средним и высшим образованием, поступающих на пересыльные пункты из числа признанных по состоянию здоровья негодными к строевой службе в армии".

Документ подписал Заместитель Председателя ГКО Вячеслав Михайлович Молотов. Подпись была выполнена мягким черным карандашом. Четырьмя днями ранее, 16 марта 1944 года, с документом ознакомились и поставили свои подписи о согласовании:

Николай Михайлович Шверник - председатель Президиума Верховного Совета РСФСР, первый заместитель председателя Президиума Верховного Совета СССР, глава Совета по эвакуации при Совнаркоме СССР;

генерал-полковник Иван Васильевич Смородинов - начальник Главупрформа НКО.

Именно на них была возложена персональная ответственность за выполнение основных положений Постановления ГКО.

Наглядный пример четкой работы руководимого Сталиным чрезвычайного органа управления в годы Великой Отечественной войны. Никаких бюрократических проволочек при оформлении документа. Никакой двусмысленности, допускающей различное толкование его основных положений.

Главный маршал авиации Александр Евгеньевич Голованов очень хорошо написал о сталинском стиле руководства во время войны:

"Контроль за исполнением даваемых поручений был абсолютен. Каждый знал, что его обязательно спросят, и не раз, о том, как выполняется полученное задание. Выполнение различных постановлений и решений начинали немедленно, не ожидая их оформления. Дорожили каждым часом, зная, что никаких скидок на всякие там обстоятельства не будет. Все вопросы обсуждались предварительно, исполнитель, как правило, присутствовал здесь же. …

Письменные документы, подлежащие опубликованию в виде постановлений, решений, отрабатывались с особой тщательностью, по многу раз обсуждались и лишь после многократных чтений, поправок, критических замечаний отпечатывались начисто и подписывались. Сталин по поводу таких документов говорил: "Думай день, мало - неделю, мало - месяц, мало - год. Но, подумав и издав, не вздумай отменять".