Реставраторы Центра им. Грабаря спасли уникальную икону XII века

Сотрудники Реставрационного центра им. Грабаря сделали почти невозможное - спасли чудотворную икону "Богоматерь Боголюбская", написанную в XII веке. Подобно врачам-реаниматологам, они раскрыли многочисленные поздние красочные слои, чтобы дойти до первоначального, укрепили доску, ликвидировали плесень, стабилизировали состояние памятника.

Под пристальным вниманием реставраторов икона находится с 1918 года, когда Игорь Грабарь с коллегами впервые приехал в Боголюбово. Прихожане не сразу согласились принять московских гостей. Помогло вмешательство патриарха Тихона. Заключение специалистов было неутешительным: "Доска оказалась треснувшей во многих местах; внизу иконы червь-шашел истончил доску… Площадь повреждения равняется примерно половине площади всей иконы. Лики и доличное почернели до полной невозможности рассмотреть изображения. Древние краски не только частями утратились совершенно, но и лишились прежнего цвета. Состояние Боголюбской иконы Божией Матери оказалось столь опасным, более того, - столь роковым для дальнейшего ее существования, что, если не принять мер, памятник погибнет безвозвратно".

В течение более ста лет икона то возвращалась в храмы, то оказывалась в музеях, то на реставрационном столе - после ликвидации Боголюбского монастыря ее поместили в иконостас церкви Иоакима и Анны в Боголюбове, затем перевезли в Успенский собор Владимира, а в 1945 году она была поставлена на музейный учет во Владимирский областной краеведческий музей. В 1992-м оказалась на экспозиции "Православие и культура во Владимирском крае" Успенского собора Княгинина монастыря. Впервые при содействии тогдашнего министра культуры Юрия Соломина для сохранности иконы была создана климатическая камера. Но, несмотря на это, святыня продолжала разрушаться. А с 2009 года икона была постоянно на реставрации, не доступная для зрителей и верующих. Теперь ее, обновленную, можно увидеть на выставке во Владимире в музейном центре "Палаты" Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Для сохранения идеальных условий была создана тридцатикилограммовая витрина, построенная по принципу пассивного микроклимата

Сын Юрия Долгорукого князь Андрей основал свою резиденцию на том месте, где привиделась ему Пречистая. Когда он ехал из Вышгорода в Ростов, кони встали как вкопанные на месте современного Боголюбова. Ничто не могло их сдвинуть с места. А ночью князю явилась Богородица. Чуть позже он повелел неизвестному нам иконописцу написать ее икону в полный рост. Реконструированный макет замка на холме, отлично защищенного от неприятелей, поражает: подобно царю Соломону Андрей Боголюбский строил свой второй Иерусалим. Храм Рождества Богородицы был возведен из белого камня и украшен позолоченными медными листами. Имена мастеров, создававших произведение искусства, история не сохранила. Но есть версия, что они приехали на Русь из Северной Италии - регионов Ломбардия и Эмилия-Романья.

Увы, от прежнего великолепия до наших дней сохранились лишь фундамент церкви Рождества Богородицы, арочный переход, лестничная башня. Богатый комплекс княжеских покоев был разрушен - когда и при каких обстоятельствах, неизвестно. Зато точно известно, что в этих покоях князь был жестоко убит. Ипатьевская летопись сохранила подробности той кровавой ночной схватки. Двадцать заговорщиков ворвались в ложницу, спальню безоружного князя, - висевший обычно над постелью меч забрал подкупленный или подпоенный слуга. Какое-то время князь был еще жив. Раненный, он пробрался по арочному переходу в башню, но заговорщики нашли его, отрубили руку и завершили начатое.

В 1722 году храм, где находилась икона, рухнул. Наместник монастыря решил растесать окна для лучшего освещения. Так под завалами икона провела несколько лет. Как рассказывает реставратор Центра им. Грабаря и куратор выставки Александр Горматюк, в центре иконы было характерное повреждение - вероятно, на нее упал острый камень и пробил доску. Кстати, сохранившаяся оригинальная липовая доска XII века - тоже чудо. Она слишком долго пролежала в воде, и деградация дерева в нижних участках достигла такого состояния, что оно превратилось в поролон. Было много версий того, что икону в более позднее время могли перенести на другую доску, но последние исследования установили: доска - подлинная. Немало времени занял и подготовительный период реставрации, в ходе которого сменилось несколько поколений реставраторов. Долго выбирались способы изучения иконы, и впервые было применено 3D-сканирование.

Как отметил на открытии выставки директор Центра им. Грабаря Дмитрий Сергеев, самым сложным было сохранить аутентичность иконы: "Как "убить" XIX век, а там XVIII-й, и сколько под ним других слоев?" В итоге реставраторы смогли раскрыть поздние слои, и лик Богородицы был явлен в первозданном виде. "Если бы не подвиг музейщиков, их труд, надежда и вера, реставраторам просто не с чем было бы работать", - отметил Сергеев.

Всю историю реставрации можно проследить в первых двух залах, предваряющих знакомство с памятником. Фотографии, сенсорные экраны - один из них представляет собой реставрационный стол на величину иконы (а ее размеры 185 на 105 см), где можно проследить, как выглядела икона в разные периоды своей жизни, карандашные рисунки этапов реставрации, фрагменты фресок первого храма Рождества Богородицы, построенного при Андрее Боголюбском, фресковые гвозди, удерживавшие икону на сводах, фрагменты тех самых позолоченных пластин и колонн. "Если бы не специалисты Центра им. Грабаря, если бы не было их поддержки и опоры, мы не смогли бы в принципе создавать выставки, - отметила на открытии директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Екатерина Проничева. - Это собрание удивительных профессионалов".

И, наконец, третий зал, где в полумраке с точечным светом, направленным на икону, в витрине выставлена "Боголюбивая". Темный пустой зал: только икона и маленькая банкетка перед ней. Для того, чтобы не навредить святыне, в зал пускают не более 10 человек за один сеанс.

Для сохранения идеальных условий экспонирования - 17-18 градусов выше нуля и 50% влажности - была создана специальная тридцатикилограммовая витрина. Как рассказал "РГ" Александр Горматюк, она изготовлена в России. "У нас накоплен серьезный опыт реставрации икон, - отметил реставратор. - Витрина построена по принципу пассивного микроклимата. Она позволяет стабилизировать перепады влажности и сохранять деревянную поверхность, которая чувствительна к любым изменениям. Кроме того, она экспонируется в помещении со специальным микроклиматом. Это позволяет открывать витрину и осматривать икону без стрессов".

Пока икона на время выставки будет пребывать в "Палатах". И музейщики очень надеются, что там она и останется, ведь рисковать ее состоянием, значит, перечеркнуть почти сто лет, в которые реставраторы спасали святыню.

Тем временем

Соседний с Владимиром древний Суздаль готовится отметить тысячелетие. В Центре современного искусства МИРА презентовали программу театрального фестиваля "1000 лет за десять дней", который пройдет в августе этого года. Пять современных драматургов после изучения истории города, разговоров с местными жителями, пишут пьесы, которые потом будут играть по всему Суздалю. Весь город превратится в одну большую сценическую площадку. Показы будут в полях, на берегу реки, в Сельском театре драмы и комедии в деревне Фомиха. Уже прошли первые читки. Так, в представлении драматурга Светланы Баженовой, Суздаль - это космический корабль, запуск которого на орбиту задерживается на тысячу лет.