Со слов музейщиков, этот чудотворный образ - памятник культуры Древней Руси домонгольского периода, чудом дошедший до наших дней. Икона наследует византийскую традицию, но уже носит подчеркнуто русский характер и создана русским мастером. Произведение отражает важнейший для отечественной культуры период возникновения и развития собственной самобытной художественной традиции. На реставрацию образа ушло около 100 лет.
- Этот путь длиною в столетие был крайне драматичен, труден и парадоксален. Боголюбская икона была первой в ряду тех памятников, которые были изучены, раскрыты и сохранены в бушующие революционные времена, - пояснил генеральный директор ВХНРЦ имени академика И. Э. Грабаря Дмитрий Сергеев. - В 1918 году силами первой экспедиции эта икона, находившаяся в руинированном состоянии, на грани гибели, была своевременно реанимирована и возвращена к жизни. Несколько поколений реставраторов трудились над сохранением великой русской святыни. Но самая сложная и ответственная часть работы была осуществлена в новейшее время, нашими современниками - именно им Богоматерь дала возможность увидеть Ее образ, Ее чудесный лик, запечатленный много веков назад.
По мнению Дмитрия Сергеева, фактически речь идет о новом обретении этой иконы.
Гендиректор ВСМЗ Екатерина Проничева подчеркнула, что открытие выставки стало возможно благодаря работе и поддержке очень многих людей из разных организаций и, конечно же, сотрудников музея: хранителей, научных работников, архитекторов, чьи идеи позволили сделать экспозицию совершенно неповторимой.
- Сама икона, конечно, потрясает. Именно так и должны показываться такие уникальные вещи - с глубочайшим уважением, пониманием сути и контекста, - заметила директор департамента музеев Министерства культуры РФ Елена Харламова.