- С Романом нас познакомила Анна Шевченко из организации "Наше наследие". Они работают в военных госпиталях Нижегородской области, проводят концерты для раненых бойцов, - вспоминает руководитель Нижегородского комитета семей воинов Отечества Инна Александровна Наумова. - На один из таких концертов волонтеры привезли письма от учеников школы № 35 Нижнего Новгорода. Такие письма - это отдельная радость для бойцов. Один из раненых, Роман, прочел исписанный аккуратным детским почерком листок и сказал: "Вот ради этого, живого, мы там и воюем". Они разговорились, оказалось, что Роман - наш земляк, родом из Выксы. Тогда он поразил нас тем, что с уверенностью сказал - я, мол, готов вернуться в строй, помогать своим товарищам, как только сделают протез. Ну прямо как Алексей Маресьев из "Повести о настоящем человеке".
Как рассказала Анна Шевченко, уже в госпитале Роман заботился о своих товарищах, помогал находить решения проблем. Тогда волонтеры обменялись с ним контактами, чтобы помочь его товарищам в их непростых ситуациях. Проблемы и в госпиталях, и после выписки возникают у многих. Кто-то не может найти средства реабилитации, кому-то нужна помощь юриста, кому-то - психолога, кто-то просто не может найти себя в мирное время и понять, чем можно заниматься дальше. У всех разный темперамент, разные семьи, разные условия жизни. Но общим является одно: нашим бойцам надо помогать, поддерживать. Это большая задача для всех - для государства, социальных служб, волонтеров и в первую очередь общества.
- Мы не теряли Романа из виду, - продолжила Инна Александровна. - В январе выяснилось, что долечивать в военном госпитале его не будут. Благодаря помощи сотрудников нашего комитета и областного правительства Романа доставили в ЦРБ города Выксы, где он продолжает лечение и реабилитацию. Роман, кстати, проявил свой боевой характер и в мирное время. Несмотря на инвалидность, он не опустил руки. Умудряется заниматься спортом. Тренируется сдавать нормы ГТО - на золото. Завел свой телеграм-канал "Взлет со дна", где рассказывает о проблемах раненых, а также по возможности помогает сослуживцам. А они помогают ему. Среди наших волонтеров теперь - Ахмер, его сотоварищ родом из Узбекистана. Это настоящий пример боевого братства в многонациональном государстве. Оказалось, именно он с товарищами вытаскивал раненого Романа с поля боя. Они и сейчас дружат. А когда понадобилась помощь, Ахмер помог нам доставить в Выксу инвалидную коляску.
По словам уже Романа, неравнодушных людей много. Так, его поездку в НИИТО (Институт травматологии) оплатила Объединенная металлургическая компания, помогают волонтеры, депутаты, юристы, чиновники. Среди них - глава администрации города Выксы Владимир Викторович Кочетков.
Но есть проблемы, на которые боец обращает внимание. Сразу оговоримся: Роман точно не нытик, он переживает не за себя, а за сотни людей, которые попали в похожие ситуации.
- Инвалид сегодня не может в нашей стране, к сожалению, жить полноценной жизнью, как обычные люди. Системно вопросы не решаются, - уверен ветеран. - Пример: вот я, инвалид первой группы, подъезжаю к гаражу, а гараж расчистить не могу, потому что коммунальщики его снегом завалили. Три дня я искал того, кто мне мог бы помочь. Пока обращение на сайт правительства Нижегородской области не сделал, никто ничем не занимался. Неделя ушла на расчистку.
И вот так вся жизнь превращается в решение вот этих элементарных бытовых проблем, на которые раньше даже внимания не обращал. Про пандусы: это просто кошмар иногда. Ребята! Ширина колеи-то у всех колясок разная, а швеллеры кладут на стандартное расстояние. Соответственно один проехать сможет, а другие - нет. Хорошо на крыльце пандус, а дальше? На силе рук только. Ну а пороги? Это, понятно, вообще непреодолимое препятствие для колясочников. Идем дальше. Пришли из соцзащиты, спрашивают, чем помочь. Говорю, света у меня нет. Две недели прошло. В итоге сам заплатил частному мастеру, из своих денег, четыре тысячи. Пенсия у меня 35 тысяч рублей, но так как у меня алименты, остается минимальный размер оплаты труда, вот и живу на него.
Как рассказал боец, проезд и парковка для инвалидов - "это отдельный разговор". Есть прекрасный спортивно-оздоровительный комплекс для занятий. Для инвалидов он бесплатный. Его построили в лесу, сделали дорогу, устроили и оградили парковку для инвалидов. Сделали кнопку вызова, дорожку из брусчатки до самого входа. Великолепный пандус с правильными углами наклона, хромированными поручнями, противоскользящей плиткой, отсутствием порогов и препятствий для проезда колясочника. После этого входа колясочник может попасть в любой зал для досуга и отдыха: тренажерный зал, кинотеатр, хоккейная арена, зал для волейбола и много еще куда. Не нужен ни волонтер, ни сопровождающий, потому что в трехэтажном комплексе есть специальный лифт для инвалидов.
- Все есть, но воспользоваться не получается, так как процесс работы с инвалидами не организован. Кнопку нажали, звонок прозвенел. Но к тебе никто не вышел. В итоге приходится просить сопровождать волонтеров и заходить с обычного центрального входа. Коляску сломали в первый же день, перемещаясь туда от парковки для здоровых людей.
Подъезжаю в ГИБДД, чтобы восстановить права. На парковке стоит знак для инвалидов, заваленный расчищенным снегом под верхушку этого самого знака. Получается, припарковаться негде. Ладно. Меня высадили из коляски, подвезли к двери. Машина отъехала на парковку, которая расположена в недоступном для инвалида месте. Нажал на кнопку вызова помощи для инвалидов и сорок минут прождал - никто ко мне так и не вышел. Когда мы с сопровождающим все-таки попали внутрь, там был крутой пандус и два высоких порога, которые самостоятельно я бы не преодолел.
И так почти во всем. В ЦРБ города Выксы прекрасные, квалифицированные врачи. Здесь практически голыми руками сделали то, что в других местах с высокоточным оборудованием делать отказывались. Восстановился кровоток, нога стала шевелиться и оживать. Но продолжать мою госпитализацию по разным административным, в том числе законодательным, причинам уже не могут. Кабинетов ЛФК (лечебной физкультуры) в больницах нет, их упразднили. Специалистов не хватает. В больнице на пять этажей один врач-физиотерапевт Людмила Геннадьевна. Ее помощь бесценна. Без этого просто не встанешь на ноги. Но я не видел ее уже неделю. В силу высокой нагрузки она просто не успевает обойти всех пациентов. И вся предыдущая работа по восстановлению за неделю просто сводится к нулю.
В наших мечтах мы возвращались СВО-героями. Чтобы нас встречали как в военной хронике Великой Отечественной войны наших дедов. С цветами и слезами благодарности. Чтобы нас ждали, поддерживали и уважали. И именно поэтому я пошел на СВО. А на деле нас, "штормовцев", забыли. Мне повезло, что в момент ранения я осознал - со мной рядом Бог. И тогда пришло понимание, как и где искать помощь. Ну, а другие мои товарищи? Их добивают бюрократия и равнодушие... Мы должны быть сплоченными не только в военное время. Не спиваться же инвалидам в своих квартирах. Что многие и делают. Только не из-за слабости, а от безысходности.
Хочу закончить на позитиве. Выражаю огромную благодарность губернатору Нижегородской области Глебу Сергеевичу Никитину за региональную выплату - ее я получил без особых проблем, как и многие мои товарищи. И в целом, безусловно, очень много людей добрых, хороших, они помогают. Но очень хочется, чтобы помощь была системной и действенной.