- В мире только 54 процента детей с ВИЧ получают антиретровирусную терапию (принимают препараты, подавляющие вирус иммунодефицита). Россия уже достигла стопроцентного охвата, поэтому можно двигаться дальше и оказывать более широкую помощь ребенку, - объясняет главный врач Республиканской клинической инфекционной больницы Минздрава России Евгений Воронин.
Перед врачами поставлена задача организовать комплексную мультидисциплинарную реабилитацию. Больные должны не только получать антиретровирусную терапию, но и взаимодействовать с неврологами, клиническими психологами и врачами ЛФК. В первые недели жизни ребенка вирус поражает иммунную систему и бьет по всем системам органов ребенка. Прежде всего - по сердечно-сосудистой и центральной нервной системам. До 90 процентов детей с ВИЧ имеют неврологические проблемы. Вероятность развития сердечно-сосудистых патологий у них в два раза выше, чем в общей популяции.
Эксперты говорят, что важно контролировать больных с ВИЧ-энцефалопатией, при которой часто появляются когнитивные нарушения - снижение памяти и концентрации, что может отразиться на соблюдении режима приема препаратов ребенком, когда он начнет получать терапию самостоятельно.
Пациенты с поражением центральной нервной системы часто сталкиваются с нарушением концентрации движений - им сложно совершать быстрые и скоординированные действия. Это не сказывается на обычной жизни, но в играх со сверстниками могут возникнуть трудности. Нередко такие дети становятся аутсайдерами.
Врачи рассказывают, что в России опасный вирус впервые был зафиксирован у детей. Вспышка произошла в 1988-1989 годах в Элисте, Ростове-на-Дону и Волгограде, и тогда было заражено 270 несовершеннолетних. Республиканская инфекционная больница появилась в 1991 году, и первыми ее пациентами стали дети из этих городов.
В те годы в мире еще не существовало эффективных лекарств лечения ВИЧ-инфекции. Врачам приходилось работать на пределе и бороться за жизнь каждого ребенка. К сожалению, к 1997 году, когда появились антиретровирусные препараты, часть детей уже нельзя было спасти, но 140 выживших пациентов стали получать первую в России терапию.
Второй проблемой, которую предстояло решить, стало предупреждение заражения детей вирусом. Сегодня в России живут 12 тысяч детей с ВИЧ, 10 тысяч из которых заразились от матерей. Это было связано и с тем, что с 1997 года, когда начало стремительно расти количество наркозависимых взрослых, больных вирусом, четверть из которых составляли женщины, на свет стало появляться больше детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями. Для решения проблемы детский департамент Минздрава организовал на базе РКИБ центр профилактики передачи ВИЧ от женщины к младенцу. Вероятность заражения ребенка вирусом от матери составляет 25 процентов. С профилактикой, которую женщина получает в периоды беременности и родов и которую ребенок проходит в первые дни жизни, этот показатель снижается до двух процентов.
- В настоящее время удалось снизить риск передачи ВИЧ от матери к ребенку менее чем до половины процента. Это стало возможно благодаря тесному взаимодействию между центрами СПИДа, врачами-инфекционистами и акушерами-гинекологами. Сегодня 95 процентов ВИЧ-инфицированных беременных стоят на учете в женской консультации. 95 процентов женщин получают профилактику в период вынашивания ребенка, 97,5 процента - в период родов, и 99,7 процента новорожденных проходят курс профилактики. Главная задача - снизить вирусную нагрузку, чтобы до родов она опустилась ниже порога определения. В таком случае риск передачи ВИЧ от матери к ребенку равен нулю. Сейчас такого показателя удается достичь у 90 процентов беременных женщин, - поясняют эксперты. Дальше предстояла работа по борьбе со стигматизацией детей, рожденных от матерей с ВИЧ. Поскольку большинство зараженных рожениц потребляли инъекционные наркотики, почти каждый появлявшийся на свет ребенок становился отказным.
В начале 2000-х годов детям с ВИЧ было практически невозможно попасть в приемные семьи. Из трехсот отказных детей приемных родителей находили только пять человек. Сироты часто содержались в боксах инфекционных больниц.
Чтобы исправить ситуацию, Минздрав решил построить специальный корпус для таких больных. Параллельно с этим шла работа с детским департаментом по устройству детей в семьи. Врачи совместно с отделом Минздрава проводили просветительские акции с известными актерами. Также устраивались встречи с журналистами, которые показывали и рассказывали, что, несмотря на диагноз, дети с ВИЧ не отличаются от обычных.
Сегодня отказной ребенок с ВИЧ может попасть в приемную семью с такой же вероятностью, как и абсолютно здоровый. К слову, в ряде стран мира сироты по-прежнему находятся в приютах, потому что общество не готово их принимать и усыновлять.