Такие случаи должны трактоваться как дорожно-транспортное происшествие, потому что событие произошло в результате движения по дороге и пострадали транспортные средства, говорит защитник прав автомобилистов, заместитель председателя комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты РФ Александр Холодов. Вероятным виновником такого ДТП являются дорожные службы, не обеспечившие содержание проезжей части в надлежащем состоянии.
Если водитель видит, что его транспортному средству причинен ущерб, необходимо поступать точно так же, как при обычном ДТП: остановиться, включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки, вызвать сотрудников ГИБДД и с их участием документально оформить происшествие. Сотрудники полиции обязаны знать, кто отвечает за содержание той или иной дороги, и подскажут это водителю. С документами на руках можно будет обратиться к дорожной организации с требованием о компенсации ущерба. Сначала - в досудебном порядке, а если не получается договориться, придется идти в суд.
Как напоминает Холодов, рассмотрение гражданско-правового иска идет при состязательности сторон, поэтому вину дорожников водителю придется доказывать. Однако у него есть "фора": тот факт, что дорога должна находиться в безопасном состоянии, принимается "по умолчанию". Несоответствие ГОСТу участка дороги, где произошло такое ДТП, в суде можно будет подтвердить с помощью документов, составленных сотрудниками ГИБДД.
Не исключено, что на суде ответчик будет утверждать, что истец якобы нарушал ПДД, например, ехал слишком быстро. Но обязанность доказывать такие предположения целиком лежит на ответчике. И если водителя никто не оштрафовал в этом месте за превышение скорости, нет фото- или видеофиксации нарушения, не проводилась соответствующая экспертиза, то у ответчика почти нет шансов доказать вину водителя. "Как правило, суды встают на сторону автомобилистов, потому что превышение скорости или другое нарушение не доказаны, а автомобилист имеет право рассчитывать на то, что дорога находится в исправном состоянии", - говорит Холодов.
Однако страховщики гораздо более скептически оценивают шансы автомобилистов на судебную защиту своих интересов после ДТП из-за дефектов дороги. Да и с оформлением необходимых документов не все так просто. "Если полис каско не был оформлен, можно попытаться получить компенсацию от организации, ответственной за эксплуатацию данного участка дороги. Но практика показывает, что, к сожалению, предъявить такой иск удается редко", - сообщила "Российской газете" Татьяна Никифорович, вице-президент по развитию бизнеса компании "Ренессанс страхование".
Дело в том, что наличие ямы или выбоины далеко не всегда является нарушением соответствующей нормы (в данном случае - ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы"). А документы о ненадлежащем состоянии дороги полицейские оформляют редко, и обычно водитель получает справку с формулировкой "не справился с управлением". Так, в статистике обращений в указанную страховую компанию определенная на основе документов причина ДТП "Повреждение по вине дорожных и иных служб" составляет всего 0,01-0,03 процента от всех случаев повреждений по каско. "Для любого автовладельца очевидно, что эта доля слишком мала, в реальности состояние дорожного полотна приводит к ДТП прямо или косвенно гораздо чаще", - говорит Татьяна Никифорович.
Она советует, если владелец автомобиля планирует взыскать ущерб с дорожной организации, обязательно вызвать сотрудников ГИБДД для фиксации происшествия и убедиться, что в составленных документах корректно указаны причина и место ДТП (на каком именно участке дороги случилось происшествие). "Если причина, например, выбоина, то обозначить ее размеры, место. Вообще необходимо максимально подробно зафиксировать все обстоятельства, например, сохранить запись видеорегистратора, это поможет при судебном разбирательстве", - говорит специалист.
Облегчит ли возмещение ущерба из-за дорожного дефекта наличие у водителя полисов ОСАГО и каско? Как напоминает Александр Холодов, полис ОСАГО страхует ответственность водителя перед третьими лицами. Если в результате попадания автомобиля в яму не произошло ДТП с другим участником, полис ОСАГО не действует. Что касается каско, то, как правило, такой ущерб страхуется по этому полису. Однако, объясняет Холодов, страховая компания наверняка потребует от страхователя предъявить справку из ГИБДД, даже если в условиях договора каско есть такие опции, как "выплата без справки" при незначительном ущербе. Так что без "гаишников" не обойтись.
"Повреждение автомобиля по вине дорожных служб покрывается стандартным полисом каско, страховая компания отремонтирует повреждения", - подтвердила Татьяна Никифорович. Она рассказала, что крупнейший страховой случай, связанный с подобной выплатой, в "Ренессанс страховании" произошел в сентябре 2023 года в Москве. На 55-м километре МКАД автомобиль Mercedes S-class из-за наезда на яму получил серьезные повреждения колес и подвески: стоимость ремонта, оплаченного компанией, составила свыше 3,1 миллиона рублей.