Судя по высказываниям замглавы Минпромторга РФ Виктора Евтухова в СМИ, ведомство пока не пришло к окончательному решению. Чиновник опасается доминирования крупных игроков, которые перетянут к себе покупателей мелких предпринимателей. Последние, разумеется, в напряжении, ну а потребители боятся повышения цен сетями в случае их расширения.
Поэтому министерство решает вопрос вместе с властями регионов. Минпромторг направил запросы в 47 субъектов Федерации, и многие, оказывается, за. Повышение доли сетей уже поддержал 21 регион, самостоятельно устанавливать порог присутствия "китов" торговли на своем рынке хотят 13 территорий.
В Свердловской области доля федеральных игроков в продовольственном ретейле растет давно - "аборигены" сдаются, причем массово. За последние 20 лет закрылись магазины местных торговых сетей "Купец", "Звездный", "Мегамарт". А в прошлом году рынок покинул "Елисей" - бизнес с 23-летней историей. Тогда его владелец Александр Оглоблин главной причиной закрытия своих магазинов называл отсутствие перспектив для небольших сетей. "Идет снижение рентабельности торговли. Федеральные игроки занимают все большую долю рынка, и потенциала я не вижу", - признался он корреспонденту "РГ". Сегодня предприниматель придерживается того же мнения.
- К магазинам точно не вернусь - эта ниша становится федеральной, причем не только на Урале: тенденция прослеживается во всех регионах страны. Из местных сетей у нас остался, пожалуй, только "Кировский", - констатирует Оглоблин.
По его словам, поставщикам в целом выгоднее работать с крупными торговыми компаниями: во-первых, большие объемы, во-вторых, четкие платежи. Правда, не факт, что гигант предпочтет местных партнеров.
Эксперты приводят плюсы и минусы натиска федеральных ретейлеров, причем не считают серьезным основанием для увеличения их доли в регионах уход зарубежных компаний.
- А какие иностранные сети от нас ушли? Немецкая "Метро" и французская "Ашан" продолжают работать. Да, ушла "Спар", размещавшаяся в Веер-молле на Эльмаше. Так ее место еще летом 2022 года занял екатеринбургский "Сима-ленд", который раньше не работал в формате отдельного продуктового магазина, - говорит доцент кафедры логистики и коммерции УрГЭУ Светлана Царегородцева.
По ее словам, иностранные сети, пришедшие в 1990-х, быстро научили россиян вести бизнес, и теперь просто не выдерживают здесь конкуренции. Например, питерская "Лента" давно переиграла "Метро", которое даже отказалось от персональных карт покупателей - приглашает в магазины абсолютно всех, но, кажется, все равно безуспешно. Пока "варяги" теряют прибыль, но не сдаются - изо всех сил хотят сохранить свою долю рынка.
Так что расширение российских сетей в продовольственном сегменте вряд ли оправдано "защитой отечественного рынка".
- "Магнит", "Монетка" и так у нас повсюду - куда же еще больше? Но местным производителям это полезно - для них открываются новые возможности, - рассуждает Царегородцева. - Возможно, усиление конкуренции станет стимулом для мелкого бизнеса. А вот будут ли расти цены в сетях в случае их экспансии, пока неизвестно.
Увеличение доли крупных игроков неизбежно, однако это не повод для массированного наступления во всех муниципалитетах, считает директор Института менеджмента, предпринимательства и инжиниринга УрГЭУ Вера Соловьева.
- В законе о торговле присутствие крупных сетей ограничено 25 процентами. Но здесь действительно все зависит от конкретной территории: считаю, что в больших регионах вроде Свердловской области увеличение доли сетей до 30-35 процентов не произойдет. И не надо забывать, что существуют разные муниципалитеты. Если Екатеринбург дальнейшее наступление федералов выдержит относительно легко, то в небольших городах и поселках ситуация другая. Например, Пышминский район очень рассредоточен - и здесь увеличение давления крупных ретейлеров действительно опасно. Ведь в маленьком поселке достаточно нескольких сетевых магазинов, чтобы заполнить весь рынок, - рассуждает эксперт.
Что касается розничных цен, то они в случае расширения сетей вряд ли увеличатся, считает Вера Соловьева. А местные производители окажутся даже в плюсе - им удобнее работать с несколькими крупными сетями, чем со множеством мелких, например, проще оформлять бумаги.
Однако уральские производители не спешат приветствовать экспансию ретейла. Так, владелец птицефабрики считает, что это палка о двух концах: плюсы есть, но любой монополист всегда диктует свои условия, и крупные сети могут начать конкурировать между собой. Как это отразится на поставщиках, неизвестно.
Некоторые предприниматели вообще настроены категорично, к примеру, овощеводы, животноводы не видят плюсов в дальнейшей монополизации ретейла.
- В Первоуральске, например, рынок был сформирован давно и места всем хватало. Но сейчас со свободными полками плохо, и, боюсь, местные производители вскоре просто вымрут. В итоге покупателей ждет повышение цен, - уверен руководитель местного сельхозкооператива Михаил Мальцев. - Конечно, мы сотрудничаем с федеральными торговыми сетями, но нередко наша продукция стоит там дороже, чем в киосках.
По его словам, в Билимбае, например, много торговых точек различных крупных сетей, но цены везде одинаково высоки - и люди берут, деваться некуда. Свои правила ретейл диктует и поставщикам.
- Мы производим 17 наименований молочной продукции, но крупные сети берут у нас только три. Например, от творога, сметаны, качественного масла отказываются, говорят, найдем дешевле. Возникает опасность появления на прилавках эрзац-продуктов с растительными добавками. Считаю, прежняя политика властей, не пускавших крупные торговые сети в регион, была правильной - надо заботиться о своих производителях и покупателях, - уверен Мальцев.
Его мнение, к слову, разделяют в администрации Екатеринбурга, где на вопрос "РГ" ответили, что их позиция - прежде всего поддерживать местных производителей. В департаменте потребительского рынка и услуг мэрии отмечают, что разделяют обеспокоенность Виктора Евтухова: риски действительно есть, и необходимо их оценить со всеми участниками рынка, а также с экспертами.
В министерстве АПК и потребительского рынка Свердловской области отмечают, что предлагаемые поправки в 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" "направлены на стимулирование развития крупных предприятий в целях улучшения состояния потребительского рынка и повышения доступности широкого спектра товаров для потребителей в муниципальных образованиях с дефицитом торговых площадей". Но в то же время предлагаемая мера, по мнению ведомства, может негативно отразиться на конкурентной среде в тех муниципалитетах, где существует профицит торговых площадей, ограничить возможности субъектов МСП по приобретению или аренде объектов недвижимости.