Отметим: идея не нова. В советской школе оценки за поведение выставлялись вовсю. Кто-то из читателей наверняка помнит, как "краснели" от них дневники.
Потом поведение на уроках и переменах оценивать перестали, но до сих пор в каждой школе учитель на свое усмотрение может написать замечание или даже поставить оценку - исключительно для того, чтобы проинформировать родителей. Никакого влияния на итоговую оценку в четверти или в году это не имеет. Главное - знания.
Нужно ли возвращать особые знаки внимания к поведению учеников? Поможет ли это усмирить школьных бунтарей?
По мнению директора Высшей школы образования и психологии БФУ им. Канта Марины Храмовой, инициатива спорная и требует всестороннего обсуждения.
- Сейчас мы пытаемся возродить хорошие практики из российского и советского опыта, это здорово, но вот оценка по поведению такой практикой не кажется, - говорит Марина Храмова. - Для хулигана, если он уже пошел "в отрыв", это может стать скорее не мерой воздействия, а поводом, вызовом продолжать хулиганить, хамить и так далее. А если ребенок не был хулиганом и его "понесло" как-то вдруг? Это уже повод привлечь психолога, выяснять, что не так. А вообще, сегодня будущих учителей нужно учить работать в сложных, нестандартных ситуациях при сложном поведении детей.
Кстати, вместе с предложением вернуть оценки по поведению прозвучало и еще одно: снижать за плохое поведение баллы ЕГЭ.
- Оценки за поведение не должны быть смешаны с оценками академической успеваемости, - считает глава родительского комитета одной из московских школ Ксения Добрынина. - Можно вводить рейтинги учеников, можно поощрять грамотами и теми же дополнительными баллами за прилежание. Но надо искоренить карательную систему! Почему сразу настрой на "плохо себя ведет - снизим ЕГЭ"?
Ответственный секретарь координационного совета Национальной родительской ассоциации Алексей Гусев отметил: с такой инициативой нужно быть аккуратными.
- Не должно быть скоропалительных решений. Подростки иногда в силу переходного возраста могут выражать свое мнение специфически, - подчеркнул эксперт. - Для педагогов это может быть опасным, есть риск скатиться на давление. При этом, конечно, нужны меры наказания для хулиганов, которые систематически срывают учебный процесс.
А вот у Екатерины, мамы семиклассника Даниила, - безоговорочное "за".
- Для сегодняшних детей учитель - это не кто-то, кого нужно слушать и слушаться, а представитель "сферы образовательных услуг", - говорит Екатерина. - Сильных педагогов, умеющих завоевать уважение и расположение зумеров, все меньше, поэтому все хуже и с дисциплиной. И оценка за поведение могла бы быть сдерживающим фактором.
Победитель конкурса "Учитель года России - 2022", преподаватель истории Дмитрий Лутовинов сомневается в необходимости такой меры.
- Что касается оценок за поведение и ЕГЭ. Речь тут явно о старшей школе, о 10-11 классах. Дети в этом возрасте уже вряд ли хулиганят в привычном смысле этого слова. Все более-менее там взрослые, - прокомментировал учитель. - Конфликты, конечно, бывают, но вряд ли стоит за это снижать баллы на ЕГЭ. Экзамен должен оценивать знания, а не то, как ребенок себя ведет.
Есть и другие вопросы. За что должна ставиться такая оценка? Только "двойка" или другие оценки тоже будут фиксироваться? А как избежать субъективности, если у ребенка, например, конфликт с педагогом?
Вопросов масса. По словам Валерия Фадеева, в ближайшее время СПЧ проведет конференцию, где обсудит предложение с педагогами, психологами и другими экспертами.
Эльвира Кузьмина, преподаватель иностранных языков, село Шуваево, Красноярский край:
- Отличная идея для начальных классов. Только здесь нужно обязательно подключиться и родителям: чтобы посмотрели дневник, увидели "неуд" за поведение и строго спросили: "Что это ты натворил сегодня в школе?" А вот со старшими классами, боюсь, такое не сработает. Их оценками за поведение не смутить. Это в советские годы для поступления в вуз требовалась характеристика из школы, где про тебя все-все расписывали. И старшеклассник побаивался хулиганить, если, конечно, хотел потом учиться дальше. А сейчас для подростков такая оценка не играет никакой роли. И очень жаль, кстати, потому что зачастую их поведение оставляет желать лучшего - проходят мимо учителей и даже не поздороваются…
Вера Некрасова, директор школы, Свердловская область:
- Вряд ли появление оценки за поведение будет серьезным способом воздействия на ученика или его родителей. Ученик - несовершеннолетний, право на ошибку, на какие-то проявления неадекватного поведения он, в общем-то, имеет. А в учителе профессионально заложен некий запас терпения и ресурс корректировать поведение ребенка. Если педагог - значимый взрослый в жизни ученика, то он все равно корректирует его поведение, независимо от того, есть у него возможность выставлять оценки за поведение или нет. Поэтому вопрос в том, все ли учителя у нас значимые взрослые для детей? Тем педагогам, которые не являются таковыми, конечно, хочется хвататься за соломинку: "Я тебе два за поведение поставлю!". Чаще всего это происходит у гиперактивных младшеклассников и ребят подросткового периода - гормоны "скачут". Учителя изучали детскую физиологию, но все равно не могут к ней приспособиться. Мне кажется, механически возвращаться к оценке за поведение не стоит. Я бы думала о другом: как прийти к тому, чтобы каждый взрослый в школе был значимым. Да, это сложный путь, но, на мой взгляд, именно он - верный.
Константин Тхостов, директор лицея № 369 им. Героя РФ А. Жихарева, Санкт-Петербург:
- Оценка - это не инструмент поощрения или наказания. К тому же, могут пострадать нестандартные дети, которые мыслят не шаблонно, прорывно, и подчас очень неудобны тем, кто консервативен. Я сам в десятом выпускном классе едва не отхватил "неуд" по поведению, играя на последней парте в "морской бой" на тех уроках, которые мне не нравились. Но если урок подготовлен и интересен ученикам - на нем нет места шалости. Среда формирует личность, а не оценки и запреты.
Ирина Гордеева, учитель истории и обществознания, Мурманская область:
- Безусловно, рычаг влияния на поведение детей в школах нужен. Но остается вопрос: как "измерить" поведение ученика? Такие оценки будут либо очень субъективными, зависящими от отношения конкретного учителя к конкретному ребенку, либо формальными, имеющими очень слабое отношение к реальности. Скорее, здесь нужны не оценки, а какая-то система поощрений за хорошее поведение и наказаний за плохое. Возможно, в виде благодарностей или замечаний, которые будут доведены до родителей и руководства школы. И, мне кажется, важно будет предусмотреть возможность для ребенка убирать замечания - если он как-то устранит или компенсирует последствия своего плохого поступка.
Подготовили Надежда Столярчук, Константин Балагаев, Мария Голубкова, Алексей Михайлов