Парные работы Мурильо и Веласкеса гостят в Эрмитаже

Петербуржцы получили уникальную возможность увидеть картины, век назад "разлученные" с Эрмитажем - кисти Эль Греко, Веласкеса, Гойи. На выставке "От готики до Гойи" представлены 18 картин из ГМИИ и 4 из эрмитажной коллекции.
История разделенной коллекции отражает историю судьбы страны.
История разделенной коллекции отражает историю судьбы страны. / Святослав Акимов

В 1924-1930 годах в Государственном музее изящных искусств (так тогда назывался ГМИИ) за счет перераспределения музейного фонда всей страны впервые был создан художественный отдел. Часть произведений в него передали из Эрмитажа. При этом некоторые шедевры, переехавшие в Москву, имели "пару", которая осталась в Северной столице. Оценить замысел художника (или старинного "дизайнера интерьеров", который поместил полотна вместе) можно в торжественном и немного сумрачном - под стать средневековой живописи - Двенадцатиколонном зале.

- Выставка испанской живописи рождена из нескольких идей. Одна из них - собрать вместе дублеты, двойные произведения, пары картин, которые были разделены при создании картинной галереи Музея изобразительных искусств имени Пушкина, - рассказал директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, открывая выставку. - Другая - рассказать о том, как формировались музейные коллекции в советское время.

Выставка рождена из нескольких идей. Одна из них - собрать вместе пары картин, разделенные при создании галереи Музея изобразительных искусств

Само слово "пары" имеет и учетное, и музейное значение, отметил Пиотровский. Пара - это то, что вместе хранится в музее и находится в диалоге. Больше всего обращают на себя внимание "Девочка с корзиной фруктов" (ГМИИ) и "Мальчик с собакой" (Эрмитаж) Эстебана Бартоломе Мурильо. Это парные картины, подчеркивает куратор выставки старший научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа Святослав Савватеев - одного формата, одного жанра, выполненные в одной живописной манере и для одного пространства, что подтверждено документально - Мурильо написал "Девочку" и "Мальчика" для своего друга, торговца шелком из Антверпена Николаса де Омасура.

А вот "Портрет Филиппа IV" (Эрмитаж) и портрет его всесильного первого министра графа Оливареса (ГМИИ) в полный рост - тот самый пример парных картин в интерьере. Они находились в коллекции короля Виллема Второго. Долгое время считалось, что оба портрета написал Диего Веласкес - на самом деле они созданы в мастерской Веласкеса, то есть к ним приложили руку его ученики.

Венцом московской коллекции испанской живописи, представленной в Эрмитаже, по праву является "Архангел Рафаил с епископом Домонте" Мурильо. Картина была написана в 1680 году по заказу каноника монастыря мерседариев в Севилье Франсиско Домонте в связи с его возведением в сан епископа. На полотне - удивительно одухотворенное лицо человека, который действительно жил в XVII веке. Но над ним - поистине светоносный лик посланника Божьего, и эта как будто подсвеченность всего полотна изнутри - особенность живописной манеры мастера.

Хронологически завершает экспозицию "Портрет художницы Лолы Хименес" Франсиско Гойи из ГМИИ, созданный в 1813 году. Эта картина считалась утраченной, поскольку попала в нашу страну в 1945 году, долгое время хранилась в секретных фондах и снова увидела свет в рамках выставки 1995 года "Дважды спасенные... Произведения европейской живописи XIV-XIX веков, перемещенные на территорию СССР из Германии в результате Второй мировой войны". Сегодня она гостит в Эрмитаже. Но только до 7 июня. Затем "столичные жители" отправятся в Москву, а картины из собрания Эрмитажа вернутся на свои места в постоянной экспозиции.

Прямая речь

Илья Доронченков, заместитель директора ГМИИ им. А. С. Пушкина по научной работе:

"История коллекции отражает историю судьбы страны. Я как-то задумался, что в главном здании Пушкинского музея, которому исполняется 112 лет, испанская живопись занимает уголок небольшого зала. А между тем в коллекции находятся действительно великолепные произведения. И сейчас вы можете посмотреть на лучшие из наших испанских картин от Эль Греко до Гойи и представить, как более 200 лет назад располагались разделенные впоследствии парные картины Мурильо, Веласкеса, Переды. Я уверен, что это лишь промежуточная остановка на нашем долгом совместном пути, потому что солидарность русского музейного сообщества - это то, что помогает нам делать свое дело и находить смысл существования сегодня".