В 2004 году российские рыбаки добыли около 2,9 миллиона тонн морских биоресурсов (исторический минимум со времен СССР). Тогда же принят федеральный закон о рыболовстве, давший старт масштабным реформам. В его основу было заложено долгосрочное распределение ресурсов - так называемые квоты под инвестиции.
С тех пор многое изменилось. В 2023-м добыча достигла более 5,3 миллиона тонн.
- Считаю, это отличный показатель, будем наращивать объемы вылова. Важнейший механизм - квоты под инвестиции. Нигде в других отраслях экономики такого нет, когда, по сути, за счет нематериальных активов стимулируются вложения в отрасль, - заявил Илья Шестаков.
Член комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Людмила Талабаева, приехавшая на Дальневосточный рыбопромышленный форум во Владивостоке, отметила уверенный рост рыбохозяйственного комплекса России в 2023 году, в том числе увеличение на шесть процентов производства рыбной продукции, на 12 - экспорта, на девять - импорта.
- С 2014 года, когда вступил в силу федеральный закон о развитии аквакультуры, объемы ее производства выросли более чем в два раза. В 2023-м показатель превысил 400 тысяч тонн. Основной объем приходится на выращивание лососевых, набирает обороты марикультура (гребешок, мидия, трепанг, морская капуста), под этот вид деятельности отдано много акваторий. В целом условия для повышения инвестиционной привлекательности отрасли созданы, - заверила сенатор Талабаева.
Раньше квоты на добычу биоресурсов распределялись по "историческому принципу" (квотирование в соответствии с промысловой историей, то есть фактическим выловом предприятий в начале 2000-х), затем - на аукционах. Победители должны были строить промысловые суда и налаживать рыбопереработку. В рамках первого этапа, с 2017-го по июнь 2021 года, квоты получили те, кто обязался построить на отечественных верфях в общей сложности 105 промысловых судов, в том числе 41 краболов, и 27 береговых перерабатывающих заводов.
В 2019-м инвестиции в отрасль составили 45 миллиардов рублей, в 2020-м - 68,1 миллиарда. В итоге сдано 25 рыбоперерабатывающих производств и всего 22 судна. Построить все на отечественных верфях, да еще в условиях санкций и дефицита импортных комплектующих оказалось нереально. Сроки сдачи сдвинулись на три-пять лет.
Второй этап программы "квоты под киль" стартовал в прошлом году. Всего планируется построить 46 судов, 11 заводов и шесть логистических комплексов. По словам главы Росрыболовства, это, по сути, полностью решит проблемы, связанные как с хранением, так и с логистической доступностью перевалочных портов. Но профильные эксперты оценивают ситуацию не столь позитивно.
- Инвестиции по отрасли в прошлом году достигли 84 миллиардов рублей, но кредиторская задолженность - 140 миллиардов, а чистая прибыль - 117, то есть мы заработали меньше, чем должны банкам. Получается, инвестпрограммы финансируются в кредит, - отметил президент Ассоциации добытчиков минтая Алексей Буглак.
Темных красок картине добавил президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья (АРПП).
- Рост стоимости рыбы и морепродуктов неизбежен, в том числе и как следствие прошедших и запланированных торгов. Это отразится на внутреннем покупателе. Есть, конечно, премиальный сегмент, ориентированный на экспорт, но, учитывая внешнеполитическую ситуацию, не все страны берут нашу продукцию. А даже если берут, то возникает другая проблема - упала цена, изначально заложенная под выплату кредитов. Российский потребитель краба по экспортным ценам не осилит, - прокомментировал глава АРПП Георгий Мартынов.
Другой немаловажный момент: по итогам двух этапов программы более 80 процентов самых привлекательных с рыночной точки зрения квот досталось крупным предприятиям, а оставшиеся крохи - тем, кто занимается прибрежкой. В ближайшее время можно ожидать банкротств таких малых компаний, так как им будет нечем компенсировать убытки от добычи менее прибыльных ресурсов. Или придется повышать цены на улов.
К тому же прибрежке нужен маломерный флот, а под инвестквоты строятся в основном большие суда. Длинные кредиты банки выдают редко, чаще на пять лет, а судно создается примерно три года. За оставшиеся два года промысла отдать заем невозможно, срок его возврата должен быть не менее десяти лет.
- Неквотируемые биоресурсы предприниматель может добывать, но нужны причалы для маломерного флота, а даже во Владивостоке всего один такой, и тот пассажирский. Необходимы плавучие понтонные причалы, рядом рынки сбыта, а первичная обработка - прямо в море. Тогда мы сможем обеспечить недорогой продукцией Владивосток и все Приморье, - прокомментировала депутат Законодательного собрания Приморского края Любовь Терендина.
Существенно подорожало бункерное топливо. Есть сложности с доставкой рыбы в центральные регионы России: вагоны-рефрижераторы идут в Москву и Санкт-Петербург, а обратно с задержкой, пустые гнать нерентабельно. Участники рынка подготовили предложение для Минтранса РФ: если снизить стоимость перевозок на Дальний Восток, поставщики будут охотнее отправлять вагоны обратно.
Как считают в Росрыболовстве, часть проблем отрасли можно снять за счет повышения потребления рыбы на внутреннем рынке. Россияне же в массе своей предпочитают мясо и птицу. Многие не готовы платить за филе минтая сопоставимую цену.
Тем не менее спрос постепенно растет. В прошлом году более 12 процентов общего потребления рыбы в России пришлось на минтай. По данным ассоциации добытчиков минтая, на отечественный рынок было поставлено 193 тысячи тонн продукции - плюс 13 процентов к 2022 году.
Эксперты видят потенциал для дальнейшего роста.
- Есть доля потребителей, которые едят рыбу, но по разным причинам не употребляют именно минтай. Над этим нужно работать, показывать, какое существует разнообразие блюд. Как раз сейчас мы занимаемся продвижением на рынке бренда "Дальневосточный минтай", - сообщил Алексей Буглак.