По словам уполномоченного по защите прав предпринимателей Елены Артюх, число претензий одних хозяйствующих субъектов к другим год от года увеличивается, если в 2021-2023 годах на них приходилось 10-13 процентов всех обращений в аппарат бизнес-омбудсмена, то в январе-феврале 2024-го - уже около 20. Поскольку правозащитники могут включаться только в споры между бизнесом и органами власти или организациями с публичными полномочиями, в МКАС вполне могут перейти споры по закупкам в рамках № 223-ФЗ, а также вытекающие из договоров с компаниями-монополистами на рынке, банками и другими кредитными организациями.
- Наша задача - обеспечить бизнесу возможность выбора при разрешении конфликтной ситуации. Внесудебные способы урегулирования могут стать серьезным конкурентным преимуществом Среднего Урала в работе с инвесторами, - считает Елена Артюх.
По ее словам, до 2022 года споры по трансграничным контрактам редко рассматривались в России, в основном в Лондонском международном третейском суде и Арбитражном институте торговой палаты Стокгольма. Между тем МКАС - одна из старейших организаций, которая всегда работала очень эффективно. В последнее время российская юрисдикция стала более привлекательной, это хорошая тенденция.
Коммерческий арбитраж при Торгово-промышленной палате РФ рассматривает споры по международным и внутрироссийским договорам, а также корпоративные и спортивные. Конкретно отделение в Екатеринбурге - дела между юрлицами и ИП, вытекающие из договорных и иных гражданско-правовых отношений в рамках экономической деятельности внутри страны.
- Это очень сильный инструмент. Мы живем во время турбулентности, количество коммерческих споров растет, за последние 3-4 года нагрузка на суды увеличилась в 1,5 раза. По статистике, на каждого судью Арбитражного суда Свердловской области сегодня приходится 174 дела в месяц, делим на 20 рабочих дней - по восемь в день. Есть мегасложные, например, в одном деле пришлось проанализировать 800 смет и актов сдачи-приемки, чтобы вынести решение, - рассуждает Андрей Беседин, президент Уральской ТПП. - МКАС - почти полный аналог государственного суда с точки зрения конечных результатов. Причем дела рассматриваются гораздо быстрее (максимум за 60 дней и всего в одной инстанции. - Прим. ред.), а озвученная сторонами информация остается конфиденциальной, чего нет в государственном арбитраже. Там с момента подачи иска, даже если он не имеет под собой оснований, все данные размещаются в инфосистеме, и любой, кто хочет, может посмотреть, допустим, что, когда, кому и по какой цене вы продали.
В Свердловской области уже имеются два альтернативных механизма урегулирования споров: комиссия по рассмотрению результатов кадастровой стоимости при мингосимущества (благодаря ей за два последних года владельцы более 2000 участков были избавлены от необходимости судиться) и рабочая группа при инвесткомитете, где рассматривают конфликты между инвесторами и органами власти. Расширение практики за счет коммерческого арбитража будет содействовать улучшению делового климата в регионе, полагают эксперты.
Кроме екатеринбургского отделения МКАС в УрФО открыты в Тюмени и Челябинске, всего же их по России 28, в 2023 году они рассмотрели 102 внутренних и 7 международных дел.
- Международные суды сейчас для российских предпринимателей практически недоступны, а решения этого арбитража признаются в 160 странах, исполняются даже в государствах, которые присоединились к санкциям, последнее, к примеру, было исполнено в Италии. Сейчас экспортеры включают третейские оговорки в контракты с Ираном, Китаем, Индией - мы помогаем их правильно сформулировать, - поясняет Светлана Окулова, ответственный секретарь отделения МКАС в Екатеринбурге.
Кстати, эту оговорку можно вводить в сам контракт или в допсоглашение на любой стадии в первой судебной инстанции до вынесения решения.