Чемпион мира по картингу Кирилл Куцков: Права на вождение автомобиля мне пока не положены по возрасту

Автогонки сейчас - один из немногих, к сожалению, видов спорта, где россияне регулярно выступают на международных соревнованиях высшего уровня и добиваются значимых успехов. В прошлом году наш юный 15-летний соотечественник Кирилл Куцков выиграл чемпионат мира по картингу в самом престижном классе ОК. Этот чемпионат проводится с 1964 года и до этого ни разу никто из россиян не побеждал, в 2014 вторым стал Никита Мазепин, впоследствии выступавший в "Формуле-1". В этом сезоне Кирилл поменял картинг на более серьезный классе гонок - "Формулу-4", причем уже поднимался на подиум в Саудовской Аравии. Корреспондент "РГ" побеседовал с Кириллом Куцковым о его перспективах в мире большого автоспорта, в разговоре принял участие и отец гонщика Илья Куцков, по совместительству менеджер чемпиона.
Из личного архива Кирилла Куцкова

Почему выбрали автогонки, все-таки это не самый популярный спорт в России?

Илья Куцков: Все началось с увлечения папы. Мне всегда нравился автоспорт. С сыном мы начали примерно с шести лет разбираться, что такое картинг - что есть прокатный и профессиональный. Помог Петр Алешин, отец известного российского гонщика Михаила. Он порекомендовал обратиться к Виталию Рыжкову. Кирилл занимался у него примерно полтора года. Сказать честно, каких-то ярких результатов тогда не было, но оценить талант ребенка в 6-7 лет невозможно - это реально понять позже годам к 10-11. Именно в этом возрасте к сыну пришли первые успехи. Тогда с ним работал уже Дмитрий Сокол, кстати, тренер российского пилота "Формулы-3" Никиты Бедрина. Жаль, что полноценно участвовать в чемпионате страны последние два года из-за сложностей с логистикой Кирилл не смог.

Зато стал первым в истории чемпионам мира из России. Ожидали, что успех придет так скоро?

Кирилл Куцков: Перед началом сезона я подписал контракт с испанской командой DPК. И практически с первого же этапа европейского первенства (а всего их было четыре), началась подготовка к главной гонке года. Очень много работали над настройками мотора, шасси, постоянно тестировали резину, искали что-то новое. В итоге все получилось. Не скрою, немного повезло: кто-то из соперников ошибся, кто-то попал в аварию, кто-то сошел, но я совершил несколько обгонов, захватил лидерство после рестарта на половине дистанции и удержал его до финиша.

Кирилл Куцков (в центре) на подиуме гонок "Формулы-4" в Саудовской Аравии. Фото: Из личного архива Кирилла Куцкова

Этой весной Кирилл Куцков дебютировал в "Формуле-4". Существенны ли отличия этой серии от картинга?

Кирилл Куцков: Стал больше проводить времени в спортзале, хожу туда каждый день (смеется). А если серьезно, надо иметь ввиду особенности "Формулы-4" Саудовской Аравии. Тут у всех гонщиков общие инженеры и техники, поэтому конкуренции между командами практически нет и что-то исправить по ходу гоночной сессии почти невозможно. В картинге все-таки значительно больше приходилось работать над настройками машины, была конкуренция между пилотами и командами. Хотелось бы весной попасть в итальянскую "Формулу-4". Это совсем другой уровень. В ней собраны профессиональные команды очень высокого класса, поэтому до последней гонки идет острейшая конкуренция за чемпионство.

Какие еще цели ставите в нынешнем сезоне?

Илья Куцков: В первый год задача выиграть титул точно не стоит. Кириллу нужно развиваться, найти понимание, как работать с новой для себя машиной. По существу "Формула-4" Саудовской Аравии - прокатная серия. Как уже сказал Кирилл, инженеры в ней не работают с техникой. Поэтому наша цель за минимальные деньги накатать максимум часов на гоночном треке. Будем стремиться попасть в пятерку лучших в общем зачете. Пока Кирилл идет шестым, уже поднимался на подиум. Надо учесть, что все остальные ребята старше его, имеют опыт выступления в "формулах", а в юниорском возрасте каждый год разницы имеет колоссальное значение. К тому же в картинге максимальная скорость 130 км/ч, а тут доходит до 250. В общем, движемся вперед поступательно, привыкаем к новым трассам, на которых, к слову, проходят заезды "Формулы-1". Однако и картинг тоже держим в уме. В этом году Кирилл поедет в классе KZ2 (он, как и ОК, тоже взрослый, но с коробкой передач), однако поедет умеренно, только если это не будет совпадать с выступлениями в "Формуле-4".

Насколько отличается годовой бюджет для выступления пилота в картинге и в "Формуле-4"?

Илья Куцков: Если попасть в богатую команду, то в картинге он чисто символический. Кирилл в прошлом году выступал за испанскую DPК с хорошим дисконтом. В среднем нужно где-то 200-250 тысяч евро. Итальянская "Формула-4" уже суммарно тянет тысяч на 700-800 евро. Но там и охват аудитории больше в несколько десятков раз. Саудовская формульная серия по деньгам сопоставима с картингом.

Фото: Из личного архива Кирилла Куцкова

Есть ли у Кирилла какая-то спонсорская поддержка или вся финансовая нагрузка ложится на семейный бюджет?

Илья Куцков: Пока, к сожалению, не такая весомая, как нам хотелось бы. Огромное спасибо от всех наших пилотов за возможность выступать на чемпионате мира и других международных соревнованиях под эгидой Международной автомобильной федерации (FIA) команде профессионалов из Российской автомобильной федерации и лично ее главе Виктору Кирьянову. Да, денег пока не хватает, но мы не опускаем рук. Пропускать сезон не хотелось бы, поэтому постоянно ведем переговоры с отечественными и зарубежными компаниями. С особенной надеждой мы ждем поддержки от российских спонсоров. Тем более, что Кирилл ее заслужил, став чемпионом мира. К примеру, те же сербские частные компании очень активно поддерживают финансово своих молодых ребят. Верим, что их российские коллеги обратят внимание на гоночную карьеру моего сына. Ведь сам талантливый пилот не должен думать о деньгах. Существуют разные программы поддержки - есть академии, программы отдельных гонщиков, даже часовых брендов.

Конечно, в идеале было бы попасть в программу подготовки молодых пилотов, которая существует у того же "Ред Булл" или "Макларен". Тем более что DPК входит в сферу интересов знаменитого двукратного чемпиона мира в "Формуле-1" Фернандо Алонсо. Мы встречались, он похвалил Кирилла и его брата (мой средний сын сейчас тоже гоняется в картинге в категории мини), сказал, что тот классный пилот, но геополитика, к сожалению, не позволяет его посадить в испанскую машину. Последние два года не только мой сын, но и другие наши картингисты постоянно сталкивались с необъективным судейством, необоснованными штрафами и наказаниями. К счастью, больших скандалов удалось избежать, несмотря на постоянный прессинг. Уровень российского картинга на самом деле очень высокий, нас нельзя сбрасывать со счетов. И пусть выступаем мы пока под нейтральным флагом, нас в пелотоне по-прежнему узнают, признают за своих, и за наших гонщиков болеют.

Кстати, о гражданстве. Недавно в интернете прошла информация, что Кирилл меняет гражданство и будет выступать за Сербию. Правда ли это?

Илья Куцков: Это неверно! Мы давали интервью сербской журналистке, и она неправильно поняла наши слова. Мы планировали получить сербскую гоночную лицензию, так как живем в Белграде из-за более простой и дешевой логистики. Сейчас в картинге у Кирилла киргизская лицензия, а вот в "Формуле-4" Саудовской Аравии он выступает под российским флагом. Так что кроме российских паспортов у нас нет никаких. В Европу приезжаем по туристической визе.

Если не секрет, чем занимается папа и менеджер чемпиона?

Илья Куцков: Уже лет восемь вместе с другими выпускниками МФТИ выращиваем экологически чистые овощи на вертикальных фермах собственной разработки и производства. В Москве их у нас покупают даже звездные мишленовские рестораны. Сейчас открываем первую такую ферму в Белграде. Площадью примерно тысячу квадратных метров, а обслуживать ее будут три человека. У нас инновационные технологии, все службы работают удаленно без собственного офиса.

Как Кириллу удается совмещать гонки и школу?

Илья Куцков: Мы очень много внимания уделяем образованию, понимаем, что оно очень важно. Как ни парадоксально, долгое время у Кирилла на первом месте был не карт, а учеба. Он даже победил на московской Олимпиаде по математике в начале прошлого учебного года. В Белграде ходим в обычную школу, не онлайн. По вечерам после гонок приходится делать школьные задания и домашнюю работу. Плюс сыну приходится очень много заниматься дополнительно. В начальной школе было легче: мы с супругой сами объясняли ему многие темы.

Автомобильные права еще не получали?

Кирилл Куцков: Пока мне только 15 лет, так что по возрасту мне они пока не положены. Помню, когда пересел с карта на "Формулу" возникли проблемы со сцеплением. Конечно, педаль сцепления (как и в обычном автомобиле, она расположена слева) нужно выжимать ногой только для старта и трогания с места, но все равно было непривычно вместо двух педалей видеть три. В итоге папа посадил меня за руль автобуса и все объяснил на конкретном примере. Так что опыт вождения у меня есть (смеется). В гонке переключение передач происходит специальными лепестками на руле. Третья педаль есть во всех классах "Формулы-4" и "Формулы-3", а из машины она "исчезает", только начиная с "Формулы-2".

У вас продвинутые аккаунты в социальных сетях. Сами ими занимаетесь: пишете посты, монтируете видео?

Кирилл Куцков: Аккаунты я создал сам, но сейчас много времени занимает учеба, гонки, тесты, тренировки, походы в спортзал, так что на соцсети времени не очень хватает. Этим занимается мама. Иногда видео-ролики монтируют специалисты, но деньги на продвижение мы не тратим. В ближайших планах - создание своего крутого телеграмм-канала. Как у Никиты Бедрина, за которого будем болеть в нынешний уик-энд в Австралии в гонках "Формулы-3".

Справка "РГ"

Чемпионат мира по картингу в разных классах проводится ежегодно в течение вот уже 60 лет (первые старты - 1964). В разные годы победителями общего зачета были гонщики, которые впоследствии стали звездами соревнований в самом престижном взрослом классе "Формула-1" - Ален Прост (Франция), Фернандо Алонсо (Испания), Айртон Сенна (Бразилия), Михаэль Шумахер, Себастьян Феттель (оба - Германия), Макс Ферстаппен (Нидерланды), Льюис Хэмилтон (Великобритания). Так что картинг - это своеобразный плацдарм для будущих побед в "королевской" серии. И именно о ней мечтает Кирилл Куцков, который по правилам FIA теперь навсегда останется чемпионом мира по картингу, как и его великие предшественники.