Запад сейчас может готовиться к тому, чтобы обвинить Россию в истеричном и несоразмерном ответе на теракт
    Политолог Виталий Волков: Теракт в "Крокус Сити" может быть прелюдией к какой-нибудь провокации против России
    Политолог Виталий Волков
    Политолог Виталий Волков / Скриншот из видео/ vk.com
    23.03.2024 16:55
    23.03.2024 16:55
    Поделиться

    Нельзя не заметить, как западные СМИ пытаются вложить в головы своих граждан простую мысль, что теракт в "Крокус Сити Холле" - это дело исключительно рук ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация), и значит, корни зла, заказчики и истинные виновники прячутся где-то в ближневосточных песках. Этот фон у нас разгоняют уже уехавшие и остающиеся в стране их российские коллеги. Налицо, что называется, "отработка".

    Позволю себе несколько разъяснений и наблюдений. Начать следует с того, что сегодня ИГИЛ - это несколько разрозненных групп, у которых разные командиры, и по архитектуре это сетевая структура. Пересоздавалась она в середине прошлого десятилетия при активном участии Пакистанской межведомственной разведки (МВР), а также США и Великобритании. Они здесь главные операторы и игроки. Пытаются участвовать в этой франшизе и другие страны, но больше для того, чтобы самих себя обезопасить.

    Здесь нужно оговориться, что МВР - это государство в государстве, и официальный Исламабад свою разведку не всегда контролирует, можно даже сказать, что дела обстоят ровно наоборот. Исторически так сложилось, опять же, не без участия бывших колониальных хозяев.

    Важно знать, что еще до начала СВО пакистанская разведка очень тесно взаимодействовала с СБУ при посредничестве украинской дипломатической миссии в Исламабаде. После начала СВО активизировались поставки вооружений на Украину, в первую очередь снарядов, но не только. Создавались даже небольшие фабрики по производству боеприпасов и оружия для ВСУ при посредничестве Вашингтона и Лондона. Они выбивали под это дело кредиты в международных организациях, и об этом уже писалось.

    Менее известно, что для нужд ВСУ под контролем британцев в Пакистане набираются "волонтеры", и особый интерес проявляется к террористам-смертникам и просто боевикам, прошедшим подготовку, в том числе на территории Афганистана. Здесь снова нужно объяснить, что талибы не всю территорию страны абсолютно контролируют, и с кем-то из террористической франшизы воюют, а с кем-то, скажем так, поддерживают отношения. Это сложная и постоянно меняющаяся картина. Нас же интересует "Джамаат Ансарулла", так называемый "таджикский ИГИЛ", который находится под приоритетным контролем британцев.

    Идеология "таджикского ИГИЛ" простая - создание халифатов в Центральной Азии и на некоторых территориях России. Но дело в том, что когда речь идет о деньгах, идеология отходит на второй план. За деньги эта франшиза воюет за любую идею. И на платной основе они через британцев сотрудничают с СБУ. Известно, что они поставляли своих боевиков и инструкторов на Украину, среди которых была довольно значительная группа таджиков, принимавшая участие в боевых действиях под Артемовском. Это тоже не эксклюзивная информация.

    Вот что совсем неизвестно, так это то, как одна из стран ЕС проявила большой интерес к получению на платной основе афганских боевиков-террористов высокой квалификации для переправки их на Украину. В итоге оказалось, что в боевых действиях они принимать участие не могут, поскольку не показали высокой эффективности в современной войне, а до партизанских действий и применения смертников дело не дошло. Но не оформлять же возврат оплаченных "юнитов"? Поэтому я могу допустить, что кого-то из них могли направить в Россию.

    Теперь мне снова придется вернуться к тому фону, который по западным лекалам некоторые создают у нас вокруг ИГИЛ, пытаясь апеллировать к тому образу, который запомнился по Сирии и Ираку. Нынешний имеет очень малое отношение к той организации. Это, повторюсь, сетевая структура, без единого руководства, а от прошлой версии осталось только название. Внутри этой сети действуют автономные группы, среди которых есть подготовленные по террористическому или диверсионному профилю, у которых могут быть различные мотивации, и различные же, скажем так, инициаторы. То есть, "активировать" их могут, условно говоря, и из Пакистана, и из Великобритании, и из Украины. Появление в России таких автономных, с высокой степенью самостоятельности и глубокого погружения групп ожидали многие серьезные эксперты.

    То есть не важно, как они себя называют, и кто берет за теракт ответственность. Важнее, кто инициатор, и какими именно рычагами террористы были приведены в действие. И почему они двинулись к украинской границе - тоже важно. Само же по себе название "ИГИЛ" давно ни о чем не говорит, они традиционно берут на себя ответственность за все плохое, что происходит в Центральной Азии и Афганистане, а происходит там много чего.

    Мы обычно оцениваем, что произошло, но важно оценивать и то, что не произошло. В данном случае мы имеем дело с крупным, хорошо организованным терактом, где учитывался фактор дня недели, времени суток, границы подчинения Москвы и области, и так далее. Сами действия террористов показывают высокую уверенность в себе и подготовку. Но при этом нужно иметь в виду, что обычно планируются несколько возможных вариантов действия. Я допускаю, что перед выборами должны были произойти некие "действия" на критической инфраструктуре в Москве, к которой "Крокус-сити", заметим, не относится. И вероятно, эти планы террористов были сорваны, теракты и диверсии предотвращены. Поэтому, со сдвигом по времени, как к дням голосования, так и к попыткам прорыва в Белгородской области, с которыми этот теракт, на мой взгляд, надо связывать напрямую, возникла задержка, разноска по времени. И Украину как одного из возможных, хотя, не исключено, не последних инициаторов этой конкретной ячейки, тоже нужно рассматривать. У нее есть нужные связи, деньги и мотив.

    У информационного фона в СМИ враждебных стран есть еще одно назначение, поскольку теракт такого уровня всегда многофункциональный. Понятно, что массовое убийство вызывает возмущение в обществе и может провоцировать некие действия. Или готовить обоснование для действий, которые от России ожидаются. Уже ожидаются. Что я имею в виду? Например, когда была атака на Крымский мост, прямо к этому теракту планировалась ядерная провокация в районе Харькова. Мол, Россия в ответ на удар по Крымскому мосту произвела некий, так сказать, ядерный акт возмездия. В силу специальных воздействий и логистических причин эта акция в Харькове была сорвана. Мы не знаем, что они готовят сейчас, но реакция в западных СМИ и у "иноагентов" последовала просто мгновенно, и, насколько я понимаю, она уже была заготовлена. Значит, там еще до теракта конструировали объяснение, почему Россия в ответ на "это" сделает "что-то". И совсем не обязательно, что это сделает Россия.

    Как это может сработать? Возьмем для примера ситуацию вокруг поставок на Украину ракет Taurus. Канцлер Шольц пока упирается, но, по информации от местных знающих людей, если произойдет что-то вроде провокации в Буче, ситуация может в корне измениться. То есть, они могут снова устроить какую-нибудь страшную провокацию, чтобы обвинить Россию в истеричном и несоразмерном ответе на теракт, который еще и не они, если почитать иных наших "иноагентов", совершили.

    Мне пока трудно представить себе реакцию общественного мнения там, на Западе, учитывая все-таки масштабы теракта в Москве. Но, тем не менее, зная эту технологию, понимаю, что так они могут повлиять на ситуацию. К этому мы должны быть просто готовы.

    В заключение, глядя на реакцию российского общества и силовых структур на этот теракт, хочу сказать, что мы очень многому научились. Я видел и помню разные теракты, и не только у нас, но вчера силовые органы и МЧС работали четко, с пониманием своей конкретной задачи. Явно был создан штаб с разделением компетенций, но все-таки единый штаб, в котором действительно никто не мешал друг другу. И по тому, как работали силовики, как люди выходили из здания по запасной лестнице, где никто никого не толкал, по их лицам можно судить о том, что наше общество сделало сильный шаг вперед.

    Виталий Волков
    политолог
    Поделиться