издается с 1879Купить журнал

"Будут ли даны права гражданства детям, рожденным от немцев?"

80 лет назад в ЦК поступила записка о положении в освобожденных районах Ленобласти

24 марта 2024

80 лет назад - 24 марта 1944 года - заведующий Организационно-инструкторским отделом ЦК ВКП(б) М.А. Шамберг направил секретарю ЦК ВКП(б) Г.М. Маленкову докладную записку о положении в освобожденных районах Ленинградской области.

В записке говорилось об ущербе, который был нанесен области в годы войны. Численность населения сократилась в 5,6 раза. Было разрушено 46% всех имевшихся до войны населенных пунктов.

"…В освобожденных районах области выявлено 261 534 человека населения. До войны в этих районах было 1 466 388 человек. Значительная часть трудоспособного населения угнана в немецкое рабство.

Из освобожденного населения основная часть - русские. По 21 освобожденному району призвано в Красную армию 5594 чел. и мобилизовано на восстановительные работы 20228 чел. Многие из оставшегося населения по 2-3 месяца скрывались от угона в Германию в лесах. …

По неполным данным, в 16 освобожденных районах области учтено 1725 разрушенных населенных пунктов из 3753 имевшихся до войны. Разрушено 25 железнодорожных станций, 299 школ. Полностью разрушен город Старая Русса. В городе Чудово из 1096 зданий осталось 406 домов, требующих капитального ремонта. В городе Гдове из 600 зданий сохранилось только 32; в городе Луга осталась одна треть домов на окраинах, центральная же часть его вся разрушена; город Кингисепп полностью разрушен.

Партийные и советские органы приступили к восстановлению разрушенного хозяйства. …

Среди населения освобожденных районов проводится политическая работа; начали выходить районные газеты, проводятся доклады и лекции. Докладчикам задаются помимо вопросов о положении на фронтах и такие, как: "Изменен ли устав сельскохозяйственной артели?", "Будут ли даны права гражданства детям, рожденным от немцев?", "Правда ли, что произошли изменения в отношении советского правительства к церкви?".

Секретарь ЦК ВКП(б) Г.М. Маленков с запиской ознакомился и распорядился отправить ее в архив. Никаких руководящих указаний, как отвечать на поставленные вопросы, не последовало.