Развивать свою военную промышленность в Брюсселе планируют в первую очередь за счет украинского конфликта. На общеевропейские деньги страны ЕС теперь должны закупать для Киева оружие только европейского производства, за исключением случаев крайней необходимости. Обещанные Украине миллиарды фактически будут поступать на предприятия ВПК в самом Евросоюзе, который, по выражению главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, получит таким образом "реальную отдачу от инвестиций" в виде роста оборонного сектора, новых рабочих мест и унификации производимых систем вооружений.
Однако эти обещанные миллиарды надо еще где-то взять. "Было много подсчетов, сколько денег Евросоюз может сейчас наскрести на закупку военной техники для Украины", - отмечает по итогам саммита немецкий телеканал ARD. А ведь деньги нужны еще и на прямые инвестиции в оборонные предприятия и на закупку оружия для самих стран ЕС. Отчасти проблему предполагается решить за счет унификации производства и совместных закупок - чтобы вместо нескольких однотипных систем вооружений страны ЕС совместно производили одну и также совместно ее закупали для своих армий. Отчасти - за счет кредитов. А греческий премьер Кириакос Мицотакис на саммите предложил выпустить специальные облигации, средства от продажи которых "должны использоваться исключительно для обороны".
Но пока соответствующие решения будут приняты и начнут работать, пройдет немало времени, так что пока ЕС просто решил предоставить сам себе право распоряжаться замороженными российскими активами. Лидеры стран ЕС на саммите в Брюсселе одобрили использование доходов от этих активов для оказания военной помощи Киеву. Решение пока неокончательное, Совет ЕС еще должен будет рассмотреть возможность такого шага, а Еврокомиссия - подготовить соответствующие предложения. Но судя по настроениям в странах ЕС, а главное, учитывая ограниченность европейских финансовых фондов, долго раздумывать в Брюсселе не будут. "Мы полны решимости использовать эти деньги для поддержки Украины, в том числе военной техникой", - заявил председатель Евросовета Шарль Мишель. По словам главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, речь идет примерно о трех миллиардах евро в год, и брюссельские чиновники уже прогнозируют, что эти деньги можно будет начать использовать уже летом.