На борту корабля международный экипаж: герой России Олег Новицкий, первая женщина-космонавт из Беларуси Марина Василевская и американка Трейси Дайсон.
Как известно, их старт должен был состояться 21 марта, однако буквально за 20 секунд до отрыва ракеты автоматика отменила полет. Как сообщил гендиректор "Роскосмоса" Юрий Борисов, причиной стала просадка напряжения химического источника тока.
Пуск был перенесен на резервную дату. Что и внесло коррективы в график: вместо планируемой изначально сверхкороткой схемы в три часа с небольшим, то есть двух витков, теперь команда будет лететь до МКС пятьдесят с половиной часов. Диктует баллистика!
Специалисты объясняют: ключевой параметр, влияющий на возможность стыковки со станцией, - фазовый угол. Корабль и МКС должны находиться под определенным углом в момент выведения. Чем меньше время полета, тем меньше становится фазовый диапазон. Для сравнения: фазовый диапазон двухсуточной схемы - 150 градусов, четырехвитковой - 22, двухвитковой - 6.
При двухвитковой схеме все расчеты делаются заранее. Если задержка, то лететь придется уже по двухсуточной схеме. За это время кораблю нужно подняться со своей, более низкой, траектории на орбиту станции и начать сближение. МКС все это время двигается с собственной скоростью. Поэтому ЦУП проводит специальные расчеты орбиты и выдает маневры, которые позволяют аппарату в конце концов "догнать" МКС.
Причаливание корабля к станции ожидается в понедельник, в 18.10 мск.
Двухсуточная схема полета - традиционная. По ней корабли начали летать в 1986 году после запуска станции "Мир". И так продолжалось до 2013 года. Это так называема длинная схема.
Что испытывают космонавты в такой дороге? Вот что рассказывал в книге "Повседневная жизнь российских космонавтов" герой России, летчик-космонавт, ученый Юрий Батурин. Ему, 382-му космонавту мира и 90-му космонавту России, довелось дважды работать на орбите - на станции "Мир" и МКС.
На первых двух витках вокруг Земли члены экипажа проверяют герметичность отсеков и готовность систем корабля. Им необходимо проконтролировать раскрытие солнечных батарей. После двух витков космонавтам дают разрешение перейти в бытовой отсек и снять скафандры.
В общем, первые сутки потребуются, чтобы привыкнуть к невесомости - даже самому крепкому организму нужно адаптироваться. А на вторые сутки предстоит ответственная операция - сближение и стыковка с космической станцией.
"Да, у нас двухсуточная схема. Но, если честно, все, что ни делается, - к лучшему. Я уже в этом убедилась. И для меня это будет большой опыт. Мы проведем двое суток в корабле, и у нас будет больше времени адаптироваться к невесомости, больше времени посмотреть на нашу прекрасную Землю. Когда мы прилетим на станцию, я уверена, что мы будем чувствовать себя хорошо", - сказала перед вторым, успешным, стартом участница космического полета из Беларуси Марина Василевская.
Кстати, впервые в истории космонавтики по короткой трассе - тогда около 6 часов - полетел "Союз ТМА-08М". И событие это было, прямо скажем, веховое. Переживаний тогда хватало. Не случайно первый экспресс-полет поручили выполнить экипажу с одним из самых на тот момент опытных командиров - Павлом Виноградовым.
В октябре 2020 года рекорд скорости полета к МКС установил "Союз МС-17" : он добрался до станции за рекордные 3 часа 3 минуты. Это было впервые.
В 1968 году всего лишь через 46 минут после запуска беспилотный "Союз" ("Космос-213") состыковался с другим кораблем, "Космосом-212", выведенным на орбиту на сутки раньше.
В практике пилотируемых полетов до сих непревзойденным остается рекорд, поставленный экипажем американского корабля "Джемини-11", который пристыковался к ракете "Аджена" всего через 1 час 34 минуты после запуска.
Побить этот рекорд мог Георгий Береговой: уже на первом витке его корабль "Союз-3" сблизился с беспилотным "Союзом-2". Однако из-за ошибок при ручном управлении стыковка не удалась.