25.03.2024 06:00
    Поделиться

    В Петербурге завершили реставрацию картин, пострадавших от взрыва в Таганроге

    В реставрационных мастерских Государственного Русского музея завершили "лечение" живописных полотен, пострадавших при взрыве в центре Таганрога летом прошлого года.
    Для каждого из таганрогских шедевров составили свой план реставрации, за каждым закрепили реставратора.
    Для каждого из таганрогских шедевров составили свой план реставрации, за каждым закрепили реставратора. / Святослав Акимов

    Осколки и поражающие элементы, напомним, нанесли ущерб зданию одного из филиалов Таганрогского художественного музея и повредили бесценные картины кисти Борисова-Мусатова, Серова, Коровина, Николая Рериха, Зинаиды Серебряковой, других признанных мастеров живописи. В конце марта результат работы реставраторов оценит экспертный совет.

    Специалисты из Русского музея отправились на место происшествия почти сразу после взрыва, в августе прошлого года. Привезли аппаратуру, рассказывает заведующий отделом технологических исследований Сергей Сирро, и первые консервационные работы проводили прямо на месте. Потом упаковали картины в специальные ящики и отправили в Петербург автофургоном с системой поддержания оптимального температурно-влажностного режима.

    - Видно было, что люди растеряны, что они еще не осознали весь ужас ситуации, - вспоминает специалист. - Сейчас мы остаемся с ними на связи, и за пострадавшие картины сотрудники таганрогского музея переживают как за родных.

    В отделе реставрации станковой масляной живописи находятся 17 полотен из Таганрога. И непосвященному человеку догадаться о том, что на картине Коровина "Терраса" зияла безобразная дыра, сегодня практически невозможно.

    Художник работал в импрессионистской манере, писал сочными и крупными мазками на фактурном холсте. Неровности, узелки и ниточки проступают сквозь слой масляной живописи, поэтому если знать, куда смотреть, то можно увидеть, что в правой части картины, ближе к подрамнику, нити основы идут как будто полукругом. И именно сюда попал один из поражающих элементов - "начинки" взорвавшегося боеприпаса. Нити холста не просто разорвало, но еще и перекрутило.

    - Мне приходилось заделывать громадные разрывы, - рассказывает корреспонденту "РГ" реставратор Светлана Попова, - но такого сложного, пожалуй, не было. Каждую нитку приходилось расплетать, придавать ей правильное историческое положение, потом сращивать. Фрагменты нитей к тому же были утрачены, и для восполнения применялись нити, взятые с того же холста Коровина, но с кромки - края холста без авторского красочного слоя.

    Подрамники, к слову, у нескольких картин оказались сломанными, и их пришлось изготавливать заново. Надписи, которые находятся с обратной стороны, реставраторы бережно переносят на новую древесину - это история бытования и хранения предмета, которая может многое рассказать музейным специалистам. Для одной из картин был снят тонкий слой исторической древесины с надписями со старого подрамника. Его склеили с новым - а надписи остались исторические.

    Самый большой прорыв холста получила картина Анри Шопена "Благословение Ревекки". Сейчас под слоем блестящего лака от него не осталось и следа. Парная к ней - "Проводы Ревекки" - от взрыва пострадала не так сильно, но все равно нуждалась в комплексной реставрации.

    Самый большой прорыв холста получила картина Анри Шопена "Благословение Ревекки". Сейчас от него не осталось и следа

    - В процессе бытования картины получили множество загрязнений, которые скрыли интересные живописные подробности: благородный цвет портьеры на стене, балки крыши изображенного дома, виноградную лозу поверху, - рассказала ведущий художник-реставратор высшей категории отдела реставрации станковой масляной живописи Ольга Кленова.

    Так что травматические повреждения были важной, но не единственной проблемой таганрогских сокровищ. В зависимости от общего состояния предмета искусства для каждого из них был составлен индивидуальный план реставрации, и за каждым закрепили "лечащего врача" - реставратора. Веронике Савенок досталась "Дама в белом" Александра Леонтовского: сквозной прорыв, деформация холста, приподнятость кракелюра, общее загрязнение - и ветхость. Поэтому "Даме" было назначено "протезирование": на авторский холст с тыльной стороны наклеен второй, дублировочный. Такую же операцию "по показаниям" перенесли еще пять полотен.

    - Ряд разорванных нитей выглядел как оскаленные зубы, - рассказывает Вероника Савенок. - Сейчас он заметен потому, что продолжается работа по восстановлению красочного слоя: удалены неавторские "записи", которые восполняли утраты прежних времен, проведена мастиковка реставрационным грунтом (заполнение утрат. - Прим. ред.), ведется тонирование и восполнение утрат красочного слоя.

    Одной из жемчужин таганрогской коллекции считаются работы Серафимы Блонской - кстати, супруги Александра Леонтовского. Художница окончила петербургскую Академию художеств и даже была отправлена совершенствоваться в Италию - за казенный счет. В начале 1910-х годов она вернулась в Таганрог, где основала вместе с мужем школу живописи. В таганрогском музее хранятся около десятка работ Блонской, в том числе знаменитые "Девочки" ("Вербное воскресенье") - картина была написана как дипломная работа, художница подарила ее музею в 1942 году. "Девочки" и "Маки" Блонской сегодня тоже "лечатся" в Петербурге.

    - "Маки" написаны в импрессионистской манере, здесь сложные переходы цвета, поэтому восполнять утраты особенно нелегко, - поясняет реставратор Антон Макаров.

    Отметим, что реставраторы работают с современными красками. По составу они отличаются от тех, которые были у живописцев век назад или больше, но по цвету очень близки к оригиналу. Как поясняет Ольга Кленова, раньше масляные краски изготовлялись с применением вредных веществ: киноварь содержала ядовитую ртуть, свинцовые белила - свинец, применялись мышьяковистые соединения. Сегодняшние синтетические аналоги для здоровья безопасны, к тому же почти не стареют и не изменяют цвет. Тем не менее они будут заметны при применении аппаратных методов исследования. Все этапы работы над восстановлением картин обязательно фиксируются, в том числе с помощью приборов. В будущем они лягут в основу новой реставрации, однако специалисты Русского музея уверены, что она потребуется не раньше чем через сто лет.

    Кстати

    Спасенные шедевры можно будет увидеть в 2024 году на специально организованной выставке, демонстрирующей результаты уникальной операции по их возвращению к жизни. После этого произведения вернутся в Таганрогский художественный музей. Скорее всего, это произойдет к концу года, так как реставрация поврежденного здания еще не завершена.

    Поделиться