В Великом Новгороде на стройплощадке забили первые сваи. Канатная дорога свяжет Софийскую набережную и набережную в районе Антониева монастыря. Предполагается, что она заработает в 2025 году, а по маршруту будут бегать четыре девятиместные кабины. Местные власти пообещали, что для студентов и преподавателей Новгородского университета она станет бесплатной, а билеты для остальных пассажиров будут стоить столько же, сколько и в общественном транспорте.
Канатки для городов не экзотика, они работают в Пятигорске, Ялте, Оренбурге, Светлогорске. Сейчас строится трансграничная канатная дорога протяженностью около километра между Благовещенском и китайским Хэйхэ. Однако эти объекты больше нацелены на туристов. Подъемник в Ялте, прославившийся благодаря культовому фильму "Асса", идет от набережной до Дарсановского холма. Несколько лет назад его реконструировали, открытые кабинки заменили на остекленные (они по-прежнему рассчитаны на двух человек), и теперь он работает круглый год. Наверху гостей ждет потрясающая видовая площадка. Билеты стоят 250 рублей для взрослых и 150 - для детей до 10 лет.
В Оренбурге по канатной дороге можно совершить путешествие из Европы в Азию - она проходит через реку Урал. Из окон открывается живописный вид на набережную и пешеходный мост. Объект находится на балансе муниципалитета. В 2020 году горадминистрация решила провести капитальный ремонт канатки. Модернизация обошлась в 13 миллионов рублей. В июле прошлого года она возобновила работу. Перенестись по воздуху из Европы в Азию можно за 120 рублей.
А подъемник в Светлогорске совмещает туристическую и транспортную функции. Он довозит жителей и гостей курорта с пляжа прямиком до железнодорожного вокзала примерно за пять минут. Однако местные жители предпочитают подниматься по лестнице и не платить 50 рублей за короткую поездку. А вот туристы катаются охотно, ведь из кабинок открывается потрясающий вид на Балтийское море. Из-за ремонта городского променада канатку временно закрыли. Ориентировочно она заработает в мае этого года.
"Низкая пропускная способность при относительно высокой стоимости обслуживания обусловливает высокую цену за проезд, если только городские власти не готовы субсидировать такой проект на 70 процентов и выше от полной себестоимости, - считает партнер консалтинговой компании Владимир Боруцкий. - Даже если город готов за счет субсидий предложить низкий тариф на поездку по канатке (например, на уровне автобуса), она не станет полноценной частью транспортного каркаса города из-за ограниченной пропускной способности".
Но при этом эксперт отмечает, что для городов, стремящихся стать туристическими центрами, удачно вписанная в городскую среду канатная дорога может превратиться в один из новых центров притяжения и в среднесрочной перспективе окупиться благодаря росту турпотока. "Именно ориентируясь на совмещение этих двух задач - туристической и транспортной, - следует реализовать подобный проект, - поясняет директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов. - Канатная дорога - сложный объект инфраструктуры. Эффективность ее использования зависит от нескольких факторов. Ключевой - место строительства. Также существуют ограничения, связанные с климатом. Технически возможно организовать зимой подогрев кабинок, однако это скажется на итоговой стоимости проекта".
В первую очередь транспортную функцию выполняет Нижегородская канатная дорога, соединившая два берега Волги, она перевозит пассажиров уже 12 лет в городской округ Бор. В свое время на ее строительство потратили 900 миллионов рублей, длина - более 3,5 километра, здесь 28 кабин, каждая рассчитана на 8 человек. Воздушная дорога работает круглый год. Ее может остановить только мороз ниже минус 30 градусов или сильный ветер - более 15 метров в секунду. В прошлом году канатной дорогой воспользовались свыше 1,9 миллиона человек. На предприятии "Нижегородские канатные дороги" предполагают, что в турсезоне пассажиропоток вырастает практически вдвое.
По земле между городами 27 километров, на машине от центра до центра ехать около 40 минут, в час пик - в два раза дольше. По воздуху можно добраться за 12 минут. Цена билета - 100 рублей, малышей до 7 лет пропускают бесплатно, для детей постарше и студентов есть скидки и проездные. "Ездят те, кто работает в Нижнем Новгороде, много студентов и туристов. Летом и в длинные выходные возникают очереди", - говорит корреспондент "РГ" Антон Дерябин, живущий на другом берегу. Еще есть возможность доехать на электричке за 50 рублей, но она идет дольше, да и расписание не всегда удобно. Поэтому если надо добраться быстро, то лучше пользоваться подъемником.
Так что целесообразность этого проекта у нижегородцев сегодня вопросов не вызывает. А власти уже нашли концессионер для второй канатки - через Оку. Линия может заработать в 2025 году. Она соединит станцию метро "Заречная" и парк "Швейцария" и свяжет загруженные и сложные с точки зрения обеспеченности наземным общественным транспортом проспекты Ленина и Гагарина. Поездка займет всего 15 минут. Стоимость строительства сегодня оценивается более чем в 4,5 миллиарда рублей.
"Канатные дороги все-таки больше дополнение, чем база, - поясняет Алексей Смирнов, директор по развитию компании, занимающейся разработкой транспортных и информационных решений для городов. - В определенных ситуациях канатка - единственный способ обеспечить дорожной инфраструктурой труднодоступные территории. Во французском городе Брест на побережье Атлантического океана не так давно реализовали подобный проект. Здесь постройка канатной дороги решала проблему связанности двух берегов и развития нового района. Канатка обошлась примерно в 19 миллионов евро. Но вышло дешевле, чем, например, строительство еще одного моста. Канатки - это экологичный вид транспорта и сравнительно экономичный, иногда в три-четыре раза дешевле строительства дорог и мостов. Поэтому их часто относят к транспорту будущего".