Проблемы связывают с санкциями США против судов, перевозящих российскую нефть, и требованиями G-7 соблюдать потолок цен на нее (60 долларов за баррель). Сейчас дисконт на нашу нефть для индийских покупателей составляет 2-4 доллара за баррель, то есть она продается по цене около 80 долларов за баррель. В начале 2022 года дисконт доходил до 30 долларов за баррель.
Но официальных данных от индийской таможни пока нет. Известно, что в феврале, Индия сократила почти до нуля импорт восточносибирской нефти ESPO, потом отказалась от сахалинского сорта Sokol. Но их Индия закупала в незначительных объемах, а сейчас речь пошла о нашей основной экспортной марке - Urals. Правда, не совсем понятно, как проблемы с торговлей, о которых сообщают СМИ, вяжутся с рекордными за полгода показателями импорта нефти из России.
Индия отказывается принимать в своих портах танкеры из sdn-листа (санкционный список), ограничивая поставки из России, поясняет старший эксперт Института энергетики и финансов Михаил Журавлев. Он также считает, что соблюдение санкций США вредит индийским нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ), поскольку Urals по-прежнему наиболее выгодное предложение на рынке, если не считать ограниченные поставки венесуэльской нефти. В декабре 2023 года дисконт Urals к арабским сортам составлял 7-8 долларов за баррель, а к американской нефти WTI - более 10 долларов за баррель.
По мнению главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, до публикации данных индийской таможни говорить о серьезных проблемах с экспортом в Индию рано. Возможно, какое-то сокращение было, об этом можно судить из данных китайской таможни. В феврале этого года наши поставки нефти в Китай составили 9 млн тонн. Это не рекорд, но в прошлом году было 7,5 млн тонн. Правда, в том феврале было на один день меньше. Сейчас есть два крупных покупателя российской нефти, и часть экспортного потока была перенаправлена с одного рынка на другой.
В основе проблем с экспортом в Индию, конечно, лежат санкции, но не в том смысле, что они перекрыли наши поставки, отмечает эксперт. Санкции дали повод Индии поторговаться за дополнительные скидки на российскую нефть. Поэтому ситуация сознательно драматизируется самими индусами, в том числе и через прессу.
Здесь достаточно вспомнить, что это совсем не первый "отказ" Индии от российской нефти. Схожая история произошла в апреле 2022 года, крупнейшая нефтеперерабатывающая индийская компания Indian Oil Corporation отказывалась закупать российское сырье. Сейчас именно она же отказываются принимать нашу нефть, перевозимую танкерами "Совкомфлота", которые попали в sdn-лист.
С точки зрения Симонова, нам опять придется обходить все эти запреты и санкции, но мы уже знаем, как все это делать, и все это требует времени и увеличивает издержки. Эксперт уверен, что рынок все равно победит, наша нефть продолжит экспортироваться в Индию. Учитывая работу ОПЕК+, на мировом рынке сейчас не может возникнуть большого избытка нефти. А Индии наша нефть выгодна.
Журавлев считает, что наш экспорт нефти в Индию будет снижаться. В sdn-лист попала вся компания "Совкомфлот", а не отдельные танкеры, что еще больше усложняет логистику. Нефтяные компании будут вынуждены пользоваться западным танкерным флотом и следовать потолку цен, что сократит маржинальность экспорта. Из альтернативных вариантов возможно - расширение теневого флота и регистрация танкеров на новые одноразовые компании и дипломатические переговоры с Индией, которое может сделать выбор в пользу экономики, а не политики. Особенно, когда цены на нефть вырастут и вновь сделают нефтепереработку в Индии убыточной из-за фиксации цен на топливо на местном рынке, уточняет эксперт.