В Некрасовке жильцы многоэтажек заметили объявления на дверях подъездов - они гласят, что теперь все заявки на ремонт принимаются круглосуточно по новому телефону диспетчерской. Причем работают под этим номером настоящие мастера широкого профиля - они не только готовы починить вам подтекающий смеситель или заменить электророзетку, но и отремонтировать телевизор, а заодно сделать химчистку мебели и потравить тараканов. Надо ли говорить, что в обычной управляющей компании, конечно, есть сантехники и электрики, но вот мастеров по ремонту бытовой техники и химчистке - нет.
Тем не менее объявление выглядит как официальное, так что многие жильцы останавливаются и спешат записать номер телефона. Если же по нему позвонить, то вам наобещают скидок и заманчивых предложений, предложат целый набор услуг, а дальше начинаются варианты. Могут попросить предоплату и после ее получения исчезнуть. Могут и правда приехать, оказать услуги сомнительного качества и выставить заоблачный счет - мол, у вашей стиральной машинки очень хитрая поломка, но мы все исправили. С вас 20 тысяч. На возражения о том, что эта машинка в магазине стоила дешевле, ответят: работа сделана, так что платите.
В Мосжилинспекции регулярно получают жалобы от людей, попавшихся на такие уловки. Но привлечь дельцов от ЖКХ к ответственности сложно - люди сами им звонят, пускают в квартиру, нередко даже подписывают какие-то бумаги. С формальной точки зрения доказать тут мошенничество сложно, а вот остаться без крупной суммы денег - легко.
"ГБУ "Жилищник", которые управляют домами в разных районах Москвы, к таким объявлениям отношения не имеют, - объясняют "РГ" в ведомстве. - Тем более что телефон Единой диспетчерской службы в Москве один: 8 (495) 539-53-53. По нему и необходимо звонить, если требуется услуга в сфере ЖКХ. Кроме того, всегда можно напрямую связаться со своей управляющей компанией".
Нередко мошенники орудуют еще более прямолинейно, открыто представляясь именем управляющих компаний. О такой истории рассказали жители Солнцева - там на подъездах недавно появились объявления о предстоящей проверке показаний счетчиков за подписью ГБУ "Жилищник района Солнцево". Жильцам рекомендовали срочно связаться с неким мастером участка N 1 Михаилом либо звонить непосредственно в диспетчерскую. Причем номер телефона диспетчерской службы не совпадал с настоящим.
Если позвонить в эту вымышленную диспетчерскую, то произойдет примерно то же, что и в Некрасовке. Скорее всего, к вам якобы отправят сантехника, который признает ваши счетчики неисправными и тут же предложит замену или поверку. И вы сначала заплатите кругленькую сумму, в разы выше рыночной, а потом с удивлением узнаете в своей управляющей компании, что менять счетчики не было необходимости.
Поверка счетчиков - вообще излюбленное поле работы аферистов. Жители обычно в эти тонкости не вникают, поэтому обмануть их довольно легко. "У вас давно вышли сроки поверки, вам положен штраф! Но если оплатите поверку сейчас, то мы закроем глаза на нарушение", - может заявить лжесантехник. При этом никакую поверку он проводить не будет - это еще нужно уметь, к тому же право на такую работу есть далеко не у всех компаний.
В Мосжилинспекции отмечают, что узнать срок ближайшей поверки приборов учета горожане могут сами, и для этого даже необязательно искать техпаспорт счетчика - информация указана в обычной коммунальной платежке, которые каждый месяц разносят по почтовым ящикам.
Чтобы не стать жертвой коммунальных мошенников, нужно помнить об одном - настоящие коммунальщики крайне редко приходят без вызова и не занимаются рекламой и продажей услуг или оборудования, это не их работа. Поэтому если к вам без спроса пришел якобы электрик или водопроводчик, а то и младший научный сотрудник некоего НИИ метрологии и предлагает заплатить ему денег - смело захлопывайте дверь. А если что-то подобное предлагают в объявлении - позвоните в свою управляющую компанию и уточните, в чем дело.